Вспоминая сериал "Бандитский Петербург".
Премьера фильма "Бандитский Петербург" состоялась в мае 2000 года на НТВ. Это был один из первых сериалов. И один из самых необычных. Он основан был на книгах Андрея Константинова. Он работал криминальным репортером, и из своих репортажей он составил книгу, которую в издательстве решили назвать «Бандитский Петербург». Книга фактически документальная. И она имеет отношение только косвенное к сериалу, поскольку сам сериал представлял из себя экранизацию следующих книг Константинова. Это «Журналист – 2». И «Адвокат». Две книги – две части. Первая часть основана на реальном интервью реального вора в законе. В картине вор фигурирует по кличке "Барон". Тот признался в интервью, что картину Рембранда «Даная» подменили во время реставрации. Это интервью получилось скандальным, оно вызвало резкую реакцию работников Эрмитажа еще во время выхода даже не книги, а самого интервью.
В первой части сериала главное действующее лицо – это журналист Андрей Обнорский. Он же, Андрей Серегин. Его прототипом стал сам автор Андрей Константинов. Правда, потом в его биографию были добавлены некоторые черты некоторых его соавторов. Но многое в биографии Обнорского и Константинова совпадает.
Первая часть является неким приквелом ко второй части, которая и занимает основной хронометраж первого сезона сериала. Это часть «Адвокат» опять же, фактически документальна, и рассказывает биографию реального человека. По понятным причинам имя этого человека авторы не называют. Продюсеры и руководство канала хотело изменить конец этой части. Они говорили о том, что зрители не поймут финал фильма, и хотели сделать финал счастливым. И только авторитет Владимира Бортко отстоял такой вот финал. Он, наверное, не нравиться зрителям, поскольку он слишком реалистичный. Никакого хеппи – энда. Но именно такой финал был у реального прототипа. Кроме того, авторы хотели подчеркнуть губительность бандитского пути.
Сериал был снят очень бюджетно. Впрочем, тогда таким образом снимались почти все сериалы. Вместо кинопленки видеопленка, никаких съемок в специально построенных интерьерах, актеры снимаются в своей одежде, мало дублей. Именно так снимали порой халтуру, но здесь был очень замечательный режиссер Владимир Бортко. Он набил руку на "Улицах разбитых фонарей". И никакой халтуры нет в кадре. Такая бюджетность оборачивалась и плюсами, потому что снимали, например, в легендарных "Крестах".
Кроме этого, удалось найти отличных актеров. Каждая роль запоминающаяся. Даже самая маленькая. Например, та, что сыграл Андрей Краско, или Анастасия Мельникова. А рассказ персонажа Зинаиды Шарко? Его просто невозможно забыть. Безусловно, удачи связаны и с главными ролями.
Александр Домогаров после успеха "Графини де Монсоро" воспринимался исключительно как романтический герой. Дмитрий Певцов запомнился массовому зрителю как герой боевика. Хотя, к тому времени у него было достаточно драматических ролей. В том же фильме "Мать". Но эти картины мало кто видел. Так, например, со своей женой Ольгой Дроздовой Дмитрий познакомился на съемочной площадке, это был их уже третий совместный дуэт на киноплощадке. Но те фильмы мало кто видел. И зрители в этой картине фактически открыли для себя актрису Ольгу Дроздову. Равно, как и Евгению Крюкову.
И, безусловно, открыли для себя актера Льва Борисова, который исполнил роль криминального авторитета Антибиотика, стал настоящей звездой. А его роль стала культовой. Но в фильме нисколько не романтизируется криминал, хотя образы воров в законе, исполненные Кириллом Лавровым и Арменом Джигарханяном, тоже получились запоминающимися. Запоминается и персонаж Алексея Серебрякова с его драматической судьбой.
Удачей стала и музыкальная тема фильма. Зрители открыли для себя заново композитора Игоря Корнелюка. Кстати, песня звучит только во второй части сериала, в первой ограничились только музыкой.
Следующие части снимал уже не Бортко, и они не стали таким успехом. Сказывалась и смена актрисы. В частности, героиню Дроздовой играла и Ксения Раппопорт, и Анна Самохина. Сказывалось и то, что нет сквозного сюжета, а герои стали не такими яркими. И в конечном итоге, сериал выдохнулся. Хотя, криминальных сюжетов, хоть отбавляй.
Но это был один из первых качественных сериалов, с очень нетипичной для криминальных сериалов темой, где нет расследований убийств, и где нет крутых и неуязвимых героев. Название стало уже нарицательным. Сериал очень часто повторяется, и до сих пор собирает высокие рейтинги.