У "Короля Лира" Шекспира есть одна яркая особенность. Это – трагедия такого масштаба, что она вполне справедливо признается произведением для чтения. Не для театральной постановки. Именно "Лир" делает столь осязаемым различие между Шекспиром "театральным" и Шекспиром "книжным .
Персонажей – масса. Каждый – правдив, обладает особым характером и внутренним миром. У каждого – своя личная трагедия. И все они раскрываются на фоне постоянно сменяющихся фактурных событий.
Но есть в этой истории одно центральное зерно – это столкновение чистой, дистиллированной человечности с разными оттенками бездушия, корысти и честолюбия.
И режиссер Денис Бокурадзе находит это зерно, сдувает с него все блестки пафоса "книжной" трагедии и бережно помещает его в спичечный коробок. Подобно тому, как сам Шекспир поместил человеческий характер в тесные рамки непростых условий проверки на благородство.
Работа получилась на первый взгляд камерной, не рассчитанной на большие залы. Масштаб новую историю убивает. Но при этом спектакль оказался большим. Как по воздействию, так и по продолжительности (более 3-х часов). А пьеса Шекспира здесь еще урезана.
Шерстяные материалы, обильно используемые и в костюмах, и в декорациях, именно в этом спектакле режиссера полностью оправдывают свою фактуру. Спектакль вбирает все свойства шерсти – он обволакивает, от него исходит тепло, и при этом – он шероховат и неизменно колется.
Я не могу сказать, что это театр – мой. Нет. Я не могу его советовать всем и каждому. Но совет есть, и он очень простой: не слушайте ровным счетом никого и посмотрите 20 минут. Если гипнотическая атмосфера спичечного коробка вас не затянула, дальше можете не пытаться.
Лично меня затянула. В первую очередь своим крафтовым микроклиматом и пронзительной самостью. За столкновение с этой самобытностью, с таким решительным выдергиванием каждого зрителя из привычного мирка я во многом и ценю театр вообще. Крафтовость же в принципе сегодня настолько вошла в моду, настолько стала глянцевой, что погрузиться в нее честную пусть даже на какие-то три с лишним часа – чистое удовольствие. Вот наш картонный стаканчик из модной кофейни – крафтовость лживая, огламуренная. "Лир" Бокурадзе – честная и прямая.
Более того. Одним из важных средств спектакля становится монотонность. Это далеко не всеми любимое средство, что лично мне кажется совершенно напрасным. В таких спектакля нет каких-то резких перепадов, возрастание и убывание происходят постепенно – именно монотонно. Математики должны понять это свойство функции. И истории такой значительности, как "Король Лир", эта царственная размеренность очень идет.
Именно воцарение монотонности как средства возводит для меня "Короля Лира" на пьедестал всех работ режиссера. Подозреваю, что окажусь в меньшинстве, но этот спектакль имеет особую, неочевидную мощь. Он не старается "удовлетворять" и "ублажить" зрителя. Он запирает его в этом крафтовом спичечном коробке наедине с масштабной трагедией. Без какой-либо дистанции, буквально на растоянии вытянутой руки.
Но есть и еще одна особенность. Любой, кто имел возможность читать Шекспира в оригинале вам подтвердит, что после этого читать русские переводы (даже самые талантливые) невозможно. В них пропадает главное – Шекспир. Интонация, которую выбрал Бокурадзе, для своего спектакля, конечно, величайшего драматурга в эти тексты не возвращает, но она обнаруживает в них мелодику. Мелодику, которую лично я раньше не слышал. Я даже не подозревал, что она есть.
В результате, этот спектакль хочется рекомендовать тем, кто Шекспира не читал. Равно как и тем, кто читал. Равно как и тем, кому театр в принципе важнее Шекспира. "Король Лир" – просто пир театральной условности. Когда герой умирает, его написанное мелом имя – стирается. Если вас такие приемы приводят в восторг – это ваш спектакль.
Очень радостно за Новокуйбышевск, где возникло и цветет такое чудо – Театр-студия "Грань". Очень радостно за всех нас, что истории создания таких честных, обаятельных и самобытных театральных проектов в столь небольших городах реальны.
И еще радостнее, что именно этот спектакль режиссера стал доступен на видео совершенно всем благодаря трансляции, которую Фестиваль "Золотая Маска" провел онлайн.
Увидеть запись трансляции и даже сохранить ее себе (очень рекомендую сделать это в первую очередь учителям литературы) уже сегодня можно будет тут: https://yandex.ru/promo/goldenmask
Вернувшись со спектакля, я бегло просмотрел видео и могу сказать с уверенностью: если предыдущая видеотрансляция "Губернатора" спектакль просто уничтожила (то есть я бы прямо запрещал это видео смотреть, потому что оно не просто и десятой доли спектакля не передает, а и ту убивает), то "Королю Лиру" трансляция пошла лишь на пользу (она, к слову, и выполнена гораздо качественнее).
Камерной атмосфере очень идут крупные планы. И эффект оставленности с трагедией один на один видео лишь усиливает.
Сохраните и обязательно попробуйте на досуге это новокуйбышевское чудо, если еще не успели.
p.s.
Кстати по той же ссылке не пропустите еще одну трансляцию в рамках "Золотой Маски" – оперы "Чаадский" Маноцкова в постановке Серебренникова. Это просто надо видеть и слышать. Я когда-то писал о нем, но не поленюсь и повторю: это – спектакль про нас. Про нас сегодняшних. И про нас всегдашних.
(если будет возможность, конечно, стремитесь попасть непосредственно в зал)
___________
Источник материала и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/405663329882576
Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant