Данила Блюз — о том, как российские школьники дали на клык Стивену Содербергу
Стивен Содерберг потерял всякий стыд. Видимо, старичок подумал: “Какого черта я потею? Эти лузеры схавают все, что я им выдам”, взял айфон и за неделю снял на него фильм “Не в себе”. Название, судя по всему, отражает состояние режиссера в момент, когда ему пришла в голову эта ошеломительная идея. А может, он так о прокатчиках, которые выпустили это на большие экраны. А может, о нас с вами, дорогие кинозрители, потому что нужно действительно быть “не в себе”, чтобы пойти на фильм, сделанный на коленке — пусть даже это коленка Содерберга.
Да и в чем прикол — снимать кино на седьмой айфон, в котором картинка ничуть не уступает кинематографической? Вот взял бы Стивен одну из первых Nokia или Motorola времен ИК-портов с их сырым четырехмегапиксельным изображением, я бы на него посмотрел. А ведь меж тем, в далекие нулевые люди умудрялись снимать настоящие шедевры на свои перемотанные скотчем мобилы и цифровые фотоаппараты, в которых памяти было меньше, чем в мозгу аквариумной рыбки. Давай, дорогой читатель, вместо того чтобы тратить свои кровные на поделки обленившихся легенд Голливуда, вспомним интернет-шедевры тех незапамятных времен, когда все пили “Ягуар”, кидали друг другу на стенку демотиваторы, а Мэддисон был королем Рунета.
“Стервочки”
Ну ладно, насчет нулевых я погорячился, в нулевые на мобилы снимали в основном избиения одноклассников, только к десятым годам школьников начало пробивать на креатив, видимо, после успеха сериала “Школа” от Валерии Гай Германики, который тоже был снят как будто бы на мобильный телефон.
Самым успешным из любительских сериалов стал “Стервочки” — отснято несколько сезонов и один полнометражный фильм. На экране — первоуральские школьницы под руководством режиссера Ильи Верещагина разыгрывают нешуточные страсти, достойные лучших шедевров мексиканской мыльной индустрии. Девчонки изображают алчных аферисток и в погоне за легким баблом не гнушаются ничем, начиная от краж в супермаркете и шашней с местным наркобароном, заканчивая грабежом банка и инсценировкой собственной смерти. Если главный концепт киберпанка High tech. Low life, то у “Стервочек” схему я бы назвал Low budget. High life. При минимуме средств ребята изображают жизнь миллионеров. Впрочем, если мне придется выбирать между продукцией Первого канала, которую крутят в прайм-тайм, и “Стервочками”, я выберу вторых.
“Опасный район”
Мой личный фаворит — криминальный сериал “Опасный район”, снятый в каких-то выжженных бомбардировкой окраинах. Главному герою сериала предстоит найти миллион долларов за героин, который он потерял. Чтобы вернуть деньги, пухлый главный герой обращается к своим друзьям, те начинают отжимать бабки и айфоны у редких путников, которых на беду занесло в этот мертвый барачный поселок. Увы, нужную сумму к сроку собрать не удалось и один из друзей казнил героя выстрелом в голову на ржавой автобусной остановке. Это только первая серия, так сказать, завязка шоу, дальше нас ждут еще целых два сезона жесточайшего гэнгста-треша. Тот случай, когда время с продленки потрачено не зря.
“Твой друг — твоя смерть”
Хоррор-сериал об одержимости злым духом. Под Новый год три подруги решают поиграть с нечистой силой и устраивают спиритический сеанс, в ходе которого одна из подруг становится одержима дьяволом (иначе как еще трактовать ее долгие взгляды в камеру?). Не знаю, сколько всего серий удалось снять автору проекта, Катрин Заяц, мастурбировал ли в следующих сериях кто-нибудь распятием, ползал ли по потолку и святотатствовал, но сейчас Катрин завязала с треш-кинематографом, выросла в дородную красивую деваху и записывает видео из поездок по Европе. Время не щадит никого.
“За стеной”
Не обошли школьники вниманием и жанр криминальной комедии. Создатели ленты “За стеной” явно вдохновлялись лентами Тарантино и Гая Ричи: тут тебе и разного рода черные шуточки, и садисткие игры, и задушевные истории из жизни. Даже само начало этой короткометражки, в ходе которой двое напарников поднимаются по лестнице и непринужденно беседуют, как бы отсылает нас к “Криминальному чтиву”. По сюжету двое парней вламываются к третьему, который недавно ограбил банк и вынес из него пол-лимона. Весь фильм они его жестоко пытают, а в финале остаются ни с чем. Нельзя не отметить саундтрек, за который в Голливуде пришлось бы выложить солидную сумму: тут тебе и Blur, и Red Hot Chilli Peppers, и Linkin Park с “Нирваной”.
“Метрон”
Культовая, благодаря обзору Ильи Мэддисона, игра (точнее, интерактивный фильм) “Метрон” получила продолжение в конце прошлого года. Оказывается, у этого альтернативного шедевра есть свои фанаты, которые и сняли полнометражный одноименный фильм. Он называется точно так же, как и игра, никаких тебе вторых частей или “Метрон. Возвращение”. Возможно, авторы хотели срубить просмотров на заблудших зрителях, а может, в этом есть какой-то скрытый, неясный нам смысл — непонятно. Тут вообще много чего непонятного. Главный вопрос, который не будет покидать вас на протяжении всего фильма, — зачем? Зачем это снято? Зачем я это смотрю? Зачем вообще жить? Это кино — бесхитростный и бесталанный треш. Действие фильма происходит спустя тринадцать лет после событий игры. Некий безымянный сатанист зачем-то опять вызывает на Землю страшного адского демона Метрона, который начинает валить всех вокруг, чтобы уничтожить все живое. Создатели фильма не гнушаются никакими выразительными средствами — например, им не удалось найти бабу на роль главной героини, так они взяли и заменили ее хреновой трехмерной моделью. Та же фигня и со сценами апокалипсиса, который все время снится героям: кадры с YouTube перемежаются здесь плохой компьютерной графикой.
Волосы дыбом встают от того, как это все дико и бессмысленно.