Найти в Дзене
Военный документ

Командировка партизана в Москву

1 мая Белорусский штаб партизанского движения вызвал Василия Захаровича в Москву. Командование соединением временно было передано секретарю Пинского обкома КПБ А. Е. Клещеву и начальнику штаба Н. С. Федотову.

Полевая сумка Коржа была набита адресами семей боевых товарищей, письмами и открытками матерям, женам, томившимся в далеком тылу в неведении о своих близких. Сумкой радости называл ее Василий Захарович. Он надеялся найти следы и своих детей. Прощаясь в Пинске, договорились, что они поедут в один из совхозов на Дону. Но теперь и там шли бои. Куда-то их забросила судьба?

Перед отлетом командиры отрядов напоминали о своей просьбе подбросить автоматов, подрывники просили побольше взрывчатки и электробатарей, радисты — питания, редактор газеты «Палеская прауда» Н. А. Эрдман дал заявку на бумагу и типографскую краску, главный врач соединения Н. И. Воронович вручил заказ на медикаменты, хирургические инструменты и бинты.

Корж стоял у крыла маленького самолета, давал последние указания и советы товарищам, записывал их просьбы и заказы.

Покачиваясь, пробежала по лесной поляне двукрылая машина, взмыла вверх и растаяла в дымке майского неба. Увозил Василий Захарович свои записи о боях, победах и потерях и список на 28 наиболее отличившихся партизан, представленных к высоким правительственным наградам.

Под крылом поплыли синие боры и в зеленой дымке березовые рощи, печные трубы сожженных деревень, руины городов и городков родной Белоруссии.

«Сколько придется положить труда и сил, чтобы снова расцвела эта изувеченная земля! Заколосятся поля, поднимутся из пепла новые здания. Только не поднимутся и не придут на Праздник Победы боевые товарищи — милый бесстрашный Ваня Чуклай, Бондоровец, Домбровский, Бобров, безусые отважные хлопцы, отдавшие жизнь за счастье грядущих поколений».

Мысли Василия Захаровича прервало щелканье хлопушек; посмотрел вниз — взрываются парашютики зенитных снарядов, а пилот бросает машину вверх, вниз, влево, вправо, описывает виражи— ускользает от вражеских разрывов. Все умолкло неожиданно, как и началось. За распахнувшейся дверкой кабины Корж увидел обращенное к нему сияющее лицо пилота. «Порядок! Перемахнули»,— понял по движению губ.

С аэродрома сразу поехал в Белорусский штаб партизанского движения. Начальник штаба Петр Захарович Калинин внимательно слушал рассказ о боевых действиях соединения, записывал нужды партизан, отмечал на карте точки дислокации бригад и штаба, расспрашивал о настроении населения, о связях с местными подпольщиками, о работе партийных и комсомольских организаций в соединении.

Обратил внимание на записную книжку с бронзовой застежкой, по которой Корж проверял даты, цифры и факты. Услышав ее историю, весело заключил:

— Это здорово и знаменательно: вместо «побед» фашистов она стала историей боевых дел партизан. Храни ее, Василий Захарович, она сама по себе исторический документ. Сразу предупреждаю, что в соединение вырвешься не скоро: отдохнешь и придется поездить по стране, встретиться с рабочими, рассказать о героизме и трудностях партизан, вдохновить еще активнее ковать победу.

Из штаба Корж отправился на почтамт, разгрузил свою сумку. Письма и телеграммы в Краснодар и Чистополь, Горький и Гусь-Хрустальный — по сотням адресов понесли радостные вести близким боевых товарищей.

Понравилась статья? Подпишись на канал!