Как известно, начиная с 2002 года, пенсионное законодательство выражает новый принцип формирования пенсий, в котором сочетаются элементы солидарной и накопительной систем.
На данный момент комбинирование этих двух составляющих пенсионного обеспечения заключается в двух видах пенсий:
- страховой, которая назначается всем, за кого работодатель отчислял взносы на страховую часть пенсии,
- накопительной, которая полагается только тем, у кого на лицевом счете отражены специальные виды страховых взносов, с целевым назначением – на накопительную часть пенсии.
Накопительная пенсия формируется только для лиц 1967 года рождения и моложе. Однако длительная заморозка пенсионных накоплений, которую ввело Правительство с 2014 года, все больше нивелирует сам институт пенсионных накоплений.
Как показала статистика, в 2013 году большинство россиян сделали выбор в пользу формирования страховой пенсии, отказавшись от накопительной пенсии.
Тем не менее, взносы, которые уже были перечислены с 2002 года, продолжают учитываться на лицевых счетах либо в Пенсионном фонде РФ, либо в негосударственном пенсионном фонде (НПФ), если было подано заявление гражданина о направлении его пенсионных накоплений в НПФ.
Вот эти самые НПФ в последнее время все чаще становятся «героями нелицеприятной хроники», не только снижая тем самым доверие граждан к накопительной пенсионной системе, но и нанося прямые убытки нынешним пенсионерам, которые и вовсе не участвуют в формировании накопительной пенсии.
Поясню, что здесь имеется в виду.
Агентство по страхованию вкладов сообщило, что на ткущий момент в России перешли в стадию ликвидации 34 негосударственных пенсионных фонда.
Общий объем их отрицательного финансового результата составил приблизительно 112 миллиардов рублей!
Эти деньги – те самые пенсионные накопления, которые граждане когда-то им переводили с целью получить инвестиционный доход. В итоге они не только не получат доход, но и возврат самих страховых взносов пока остается под вопросом.
При ликвидации пяти негосударственных пенсионных фондов выявлены признаки преднамеренного банкротства, т.е. их руководители совершали преступления, умышленно выводя пенсионные деньги из оборота, тогда как должны были обеспечивать их эффективное инвестирование.
Кто будет в итоге компенсировать те самые потерянные 112 миллиардов рублей?
Конечно же, государство. Да, у нас действует система гарантирования сохранности пенсионных накоплений за счет Агентства по страхованию вкладов.
Однако, как справедливо отмечают эксперты, такой суммой АСВ не располагает, поэтому вынуждено будет обращаться к государству за помощью.
По действующему законодательству государство обязано реализовывать пенсионные права граждан независимо от того, имеются ли реальные страховые взносы на счете пенсионера, или же они не обеспечены фактически деньгами (как в случае с убытками НПФ).
Поэтому государство обязано будет выделить дополнительные средства в счет погашения образовавшейся «дыры» в бюджетах ликвидированных НПФ.
Огромные деньги, которые можно было бы направить на повышение пенсий, в итоге уйдут на погашение убытков от неграмотной или преступной деятельности некоторых руководителей НПФ.
Кроме того, дополнительная эмиссия денег, к которой может прибегнуть Центробанк для выделения средств в экстренных случаях, отразится прямиком на росте инфляции, т.е. товары и услуги снова подорожают.
Таким образом, недостатки в системе инвестирования пенсионных накоплений в НПФ приводят к реальным убыткам нынешних пенсионеров: они не получают дополнительных прибавок к пенсии, да еще вынуждены больше тратить в связи с возможным повышением цен.