Найти тему

Роботы и дети.

Оглавление

Популярные в последнее время курсы робототехники для детей – не просто развлечение, но и возможность заранее выбрать для ребенка перспективную профессию, для чего нужна столь ранняя профориентация и какие профессии будут востребованы через 15 лет.

История московского школьника Максима Смирнова, который на курсах робототехники разработал проект перчатки для сурдоперевода, победил с ним во многих конкурсах, а теперь - в его 17 лет - стал членом команды Intel, - повод задуматься тем родителям, которые думают о перспективах профессионального будущего своего ребенка. Попытка уже сейчас предсказать, какие профессии будут востребованы в ближайшие 10-15 лет, и, исходя из этих данных, заранее помочь своему ребенку с выбором профессии, имеет под собой разумное основание.

Согласно последним исследованиям учёных Оксфордского университета, в ближайшие 10-20 лет ряд популярных нынче профессий или исчезнут, или этой работой займется искусственный интеллект. Роботы заменят нас в таких профессиях, как солдат, врач, риелтор, учитель. Получается, с техникой надо быть на «ты». И дети школьного возраста смело осваивают язык общения с роботами. Эксперты подтверждают: за робототехникой – большое будущее.

Разумеется, техническое творчество менее популярно, чем спорт и искусство (пожалуй, в 6-7 раз), тем не менее Образовательная Робототехника, как значимый предмет из блока технической направленности дополнительного образования, востребовано и актуально. «Если в начале нулевых в России робототехникой занималось не более 200 школьников (студентов в расчет не берем), то в 2007 году – таких желающих было уже порядка 1000, в 2010 – около 2000 детей. А дальше пошел рост интереса в разы: в 2012 году уже 10 тысяч российских школьников увлеклись робототехникой, в 2013 году их было 25 тысяч, в 2014-м - 50 тысяч. На данный момент предположительно более 60 тысяч детей занимаются робототехникой в том или ином виде, из них около 20 тысяч – в Москве», - такие цифры приводит Тимофей Асмолов.

Желание заниматься изъявляют больше всего дети 8-9 лет, таковых 35 процентов. По 25 процентов приходится на ребят 6-7 лет и 10-11 лет, еще 10 процентов занимающихся робототехникой – школьники 12-13 лет, и еще 5 процентов – это подростки старше 14 лет.

Стоит ли выбирать профессию так рано?

Часто у родителей возникает резонный вопрос – а не рано ли заниматься профориентацией 10-12-летнего ребенка? Тем более стоит ли выбирать профессию, связанную с техникой, – даже если она перспективна, – если ребенок – очевидный гуманитарий?

Иногда стоит решать эту проблему не в лоб. Вот позитивный пример

12-летний мальчик ранее имел склонность к гуманитарным предметам. Родители же, уже задумываясь вместе с сыном о том, куда же ему поступать, обнаружили, что в гуманитарных вузах бюджетных мест очень мало. Их много в технических вузах – и туда, как ни странно, желающих идти меньше. А сын тем временем, придя на курсы по робототехнике в МТИ, очень увлекся этой темой. Оказалось, не такой уж он гуманитарий. «Мысль в области конструирования у него очень хорошо работает. Он переключил свой творческий потенциал на эту сферу. Недавно у нас были соревнования, и из 50 команд их команда заняла первое место. Таков прогресс за 5 месяцев обучения. Родители сыграли немаловажную роль, решив заранее посмотреть, что же может и к чему склонен их ребенок.

Это учеба или игра?

Несмотря на то, что это не курсы первой необходимости, у родителей сейчас повышенный интерес к робототехнике, отмечают эксперты. «Мы доносим до родителей, что это профессия будущего. Сейчас и власти уделяют этому большое внимание – хотя пока, скорее, на информационном уровне, но это важно. Я надеюсь, что те дети, которые растут с нами, через какое-то время выйдут от нас не просто инженерами. Скоро появится профессия инженер-робототехник, она уже зарождается. - Думаю, что через максимум 5 лет робототехника не только как наука, но и как профессия выйдет на новый уровень. И таких специалистов будут нанимать. Мы хотим сделать полный цикл: чтобы слушатели наших курсов выросли у нас, и из них мы могли бы выбирать специалистов. И могли бы применять свои навыки уже на практике».

Но все же, занятия робототехникой – это учеба это или игра? Зависит от школы. Некоторые центры робототехники ставят своей целью прибыль, а для этого нужно удержать внимание ребенка, чтобы это было интересно, нравилось ходить туда, заниматься было несложно. То есть это образовательная программа в формате игры. Лидер подходит к этому более серьезно. У нас обучают конкретным навыкам. У таких центров есть свои разработки и методология обучения. Задача хорошего центра - «создать мотивирующую интерактивную среду, куда надо очень аккуратно "поместить" ребенка».

Заглянем в будущее

Тема робототехники явно будет востребована в ближайшей перспективе. Это пока все роботы, которые закупаются в России, производятся за границей. Даже наши промышленные гиганты закупают робототехнику за рубежом. Однако уже лет через 20 при правильном подходе государства и обучения детей эта сфера будет развита у нас в массовом ключе. Нечто похожее случилось с программированием, начавшим развиваться в конце 80-х годов. Пошел вал специалистов этой профессии, и сейчас она очень распространена.

«Я сам, как родитель, у которого ребенок учится в школе, считаю, что у него еще есть время сориентироваться в профессии, и важно вовремя дать ему полезный навык – уметь учиться. А это нам понадобится в будущем. В будущем часто придется переучиваться, рынок труда будет часто меняться в связи с развитием технологий. И к этому нужно быть готовым.

А вот начиная с 13-ти лет дети могут перейти с модульной робототехники (типа Lego) на творческую. «Разумеется, когда речь идет о том, что ребенок сам проектирует, "травит" плату, выпиливает корпус, работает с элементной базой, создает необходимые детали на 3D-принтере, программирует микроконтроллер - количество развиваемых навыков hardskills и, как следствие, вариантов возможных профессий инженерной направленности существенно возрастает. Ну а если ребенок, занимаясь модульной робототехникой, пишет программы на высокоуровневых языках программирования (работая, например, с конструкторами Bioloid или National instruments), ему будет легко освоить профессию программиста любой направленности.

Меняться будет многое. Вспомните операторов пейджинговой связи – теперь такой профессии уже нет. «Сколково» год назад выпустило первое издание «Атласа новых профессий» - и многое, озвученное в Атласе, кажется нам сейчас футуристичным, но все это нас ждет. «Кстати, в Атласе есть перечень полезных в будущем навыков для детей. Это и умение переучиваться, и мультидисциплинарность. - Он не может быть только химиком, важно работать на стыке профессий. И нужно еще уметь работать в команде. Плюс – знания по робототехнике». Например, Атлас гарантирует нам появление профессии «юрист-программист» – контракты, как предполагают эксперты, будут, например, зашиваться в программу, и она будет отслеживать выполнение контракта или выполнение условий между сторонами по договору. Да и представители многих других специальностей будут управлять своими действиями с помощью программ.

Конкурентное преимущество, которое можно дать ребенку уже сейчас

Есть спектр инженерных специальностей, которые можно получить на основе образования, которое дает робототехника. Это инженеры, IT-специалисты, специальности по робототехнике, по искусственному интеллекту. «Я считаю, что воспринимать эти специальности как отдельные друг от друга в контексте робототехники – неверно. Сейчас робототехника - это сплав дисциплин. Междисциплинарная вещь, которая готовит междисциплинарных людей. В будущем это станет все более востребованным. Нужны будут инженеры-инноваторы, комплексно обученные, владеющие глубоким пониманием технологий, умеющие создавать технологии автономно от кого-то - независимо от импортного оборудования, от производственных объединений».

Вузы пока не готовы пока обучать этому. Да и школы тоже медленно адаптируются к технологической эволюции Только лет через 10 такие специальности будут включены в учебные программы. Поэтому мы и работаем, чтобы наши дети не ждали 10 лет, а уже сейчас обучались новым современным технологиям».

Выпускники таких курсов могут поступить в такие вузы, как МГТУ имени Баумана, МИРЭА, НИЯУ МИФИ, МФТИ. Но опять же специалисты возвращаются к важности усилий родителей, школы и общей мотивационной среды, где развивался ребенок. Курсы закладывают базу, дают мотивационный импульс, возможность участия в крупных соревнованиях, но крайне важна и самостоятельная работа.

-2