Передача 3МД в монинский музей ВВС планировалась с середины 1985 года, когда были сняты с вооружения ударные модификации 3М.
Первоначально планировалось передать 3МС-1 "12", но у него был серьезный дефект с прилеганием правого посадочного щитка к крылу .
Ближе к весне 1986 года снова заговорили об отправке самолёта в Музей . Но на этот раз планировалось перегнать 3МД. На тот момент все 10 самолетов этого типа находились на базе хранения в Энгельсе. Выбор именно 3МД объяснялся невозможностью его переоборудования в вариант танкера, остальные же модификации были универсальными и имели двойное назначение.
Остальные модификации могли быть использованы в качестве танкеров, которых на тот момент было недостаточно.
Самолёт 3МД № 30 к тому времени налетал около 5000 часов и находился в состоянии консервации , его подготовили и перегнали на аэродром в Энгельсе. Перелет занял всего 7 минут и осуществлялся без уборки шасси.
Через два дня предстояло облетать самолёт по полной программе. Надо было торопиться, потому что в конце марта аэродром в Энгельсе закрывался на ремонт БВПП и все боевые самолёты должны перебазироваться до конца ремонта на авиабазу в Моздок. Технический экипаж, да и сама "тридцатка" были внештатными, это наложило определённые трудности на общем нервозном фоне. Облёт самолёта должен был выполнить экипаж подполковника С.Филенкова.
При наборе высоты около 7000 метров происходит резкая разгерметизация кабины из-за открытия люка аварийного покидания воздушного стрелка-радиста (на 3МД этот люк находится под креслом стрелка и автоматически сбрасывается при катапультировании вниз). Люк открылся не полностью, а только верхняя его часть, в образовавшуюся щель шириной около 30 см потоком воздуха высосало лётный портфель капитана Н.Дементьева с секретной документацией (потом этот портфель неделю искали по пояс в снегу целая группа поисковиков).
Командир корабля прекратил выполнение задания и совершил благополучную посадку. На земле обнаружили причину самопроизвольного открытия – один из замков крышки люка не был закрыт до конца. Дефект можно было выявить на земле, если бы специалисты ТЭЧ во время регламентных работ проверили кабину лётчиков на герметичность с помощью компрессора низкого давления, но этого сделано не было из-за его неисправности.
В срочном порядке привезли крышку с другого 3МД и всю ночь подгоняли её к фюзеляжу. Через день выполнили облёт снова. 28 марта 1986 года командир 1096 ТБАП полковник О.Киселёв перегнал "тридцатку" в Моздок. Полёт длился 3 часа 35 минут. На этот раз всё обошлось без замечаний. Вместе с 3МД в Моздок перелетели его "братья" – заправщики 3МС-II, 3МН-II и древние М-4-II. Эти самолёты продолжали усиленно трудиться вплоть до 1 февраля 1994 года.
Несмотря на то, что самолёт не имел штатного технического экипажа, в Моздоке "Стиляга" летал достаточно интенсивно. В основном это были маршрутные полёты продолжительностью более 8 часов. Это был последний летающий 3МД, пилотировать его было проще, чем другие самолёты семейства 3М. Летали в основном командиры различных рангов от командира эскадрильи до командира авиасоединения. Замечаний по работе авиационной техники было совсем немного.
К июлю 1986 года дали команду – готовить самолёт к перегону в Монино. Перегон поручили зам.командира эскадрильи майору В.Сироткину, на правой чашке должен был лететь инспектор по безопасности полётов полковник В.Павлюков. Сироткин, замечательный, опытный лётчик, рассказывал, что перелёт должны были выполнять лётчики-испытатели из ЛИИ им.Громова в Жуковском, но они запросили большую цену, ссылаясь на сложные условия посадки в Монино. Тогда и предложили строевым лётчикам перегнать "тридцатку" по сути бесплатно. На самолёте Ан-26 обоих лётчиков вывезли в Монино на рекогносцировку. В это время технический состав эскадрильи готовил 3МД. Самолёт помыли, покрасили носовой обтекатель и створки шасси, отремонтировали и покрасили заглушки на двигатели.
И вот настал день перелёта – 8 июля 1986 года. Экипаж занял свои места. Самолёт вырулил на взлётную полосу моздокского аэродрома, легко взлетел. Как потом рассказывал В.Сироткин, полёт проходил нормально. Вошли в московскую зону, стали снижаться, на подлёте к ВПП Монино внезапно по курсу перед носом самолёта лётчики увидели стрелу подъёмного крана, неделю назад его здесь не было. Энергично отвернув в сторону, Сироткин избежал столкновения, а далее всё было штатно.
Выпустили тормозные парашюты, вовремя затормозили. Сбросили на повороте тормозной парашют. Зарулили. Лётный экипаж с честью выполнил поставленную задачу.
Самолёт-красавец 3МД стал 131-м крылатым экспонатом и настоящим предметом гордости Монинского Музея ВВС.
К сожалению, майор В.Сироткин трагически погиб в авиакатастрофе в 1992 году:
В 10-30 утра 16 мая 1992 года при выполнении планового полёта из Энгельса в Семипалатинск на высоте 8100-8400 метров столкнулись два заправщика ЗМС-2 с бортовыми номерами 10 и 19. Из 14 человек , входивших в состав двух экипажей, в живых осталось только трое из первой машины: командир корабля майор С. Челяпин, его помощник и штурман-оператор. Четверо из первого самолёта погибли : бортовой техник капитан Г.В. Архипенко и командир огневых установок В.А. Ежов вместе с самолётом. У воздушного стрелка прапорщика Ю.В. Федотова не раскрылся парашют, штурман А.Ф. Мостовский запаниковал и не дал раскрыться парашюту.
Экипаж второго самолёта после его взрыва погиб полностью, никто не спасся. Вот их имена: командир майор A.M. Саюк, второй пилот-инструктор майор В. В. Сироткин, штурман корабля майор И.А. Киселев, старший бортовой техник капитан К.Д. Довранов, второй штурман корабля старший лейтенант В.А. Липов и старший воздушный стрелок-радист прапорщик Л.Н. Василенко. При взрыве самолёта оторвало хвостовую часть фюзеляжа вместе с гермокабиной, где находился командир огневых установок прапорщик В.А. Щербич, и этот обломок на тормозных парашютах приземлился в поселке Краснореченское Саратовской области. Но судьба уже решила за Щербича и ,пока местные жители разбивали бронестекло, он умер. Не взорвался в небе со своими товарищами, но пережил их всего на несколько минут.
(использована информация с сайтов mmb-avia.narod.ru и http://turbina.ru)