Найти тему
Богословие и жизнь

Окатоличенное Православие?

Беспристрастное изучение Священного Писания, творений Святых Отцов, церковной истории обязательно приведет честного искателя Истины к убежденности в том, что Православие есть апостольская вера. Как известно, в середине 11 века произошел т.н. великий раскол - отделение западной Церкви от восточного Православия. Безусловно, этот раскол - страшная рана на теле Церкви, которая, вероятно, никогда не будет уврачевана. Однако, у Православия и Католичества много общего: мы вместе исповедуем Святую Троицу, хотя, конечно, Католичество исказило учение об исхождении Святого Духа; мы согласно исповедуем Иисуса Христа как совершенного Бога и совершенного Человека; мы почитаем Богоматерь, хотя западные христиане в своем почитании Приснодевы перешагнули необходимую меру.

Реалии нашей церковной действительности заставляют нас снова все это вспомнить с целью защиты Православия. Как же можно защищать Православие, говоря о том общем, что объединяет его с католичеством? Можно. Я объясню. По преимуществу ХХ век, век отрицания всяческих авторитетов и традиций, в православном богословии (я имею ввиду прежде всего Русскую Православную Церковь) ознаменовал себя мощными протестантскими влияниями, прикрывающимися под борьбу с католичеством. Хитрый ход, достойный негода светлейшего и превосходнейшего Херувима!

Всякая борьба с т.н. схоластикой, "окатоличенными" семинариями и академиями Русской Православной Церкви носит одну цель - разрушить здание Православной веры. Критика таких "борцов" с католическим влиянием направлена на стержневые догматы Православия. Прежде всего такая критика направлена на ниспровержение православного догмата об Искуплении, который, якобы, имеет католическое влияние. Это совершенно не так. Искупление - это православный термин и его содержание составляет сердцевину Православия: Христос умер за нас, принес удовлетворение правде Божией и примирил нас с Богом Совей Крестной Жертвой, благодаря которой для нас стало возможным освящение или обожение. Другим подобным примером критики "окатоличенного" православия являются нападки на православное учение о пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Термин пресуществление объявляется католическим и под этим предлогом насаждается протестантское учение об освященном хлебе и вине, а не о Теле и Крови Христовых.

Противоядие от этой заразы только одно - изучение Священного Писания, трудов Святых Отцов и канонов Церкви. К сожалению, сегодня для многих православных признанными авторитетами являются вовсе не святые Отцы, а такие публицисты как о. Александр Шмеман, митр. Антоний (Блюм), о. Александр Мень... Труды и духовный опыт этих и некоторых других представителей модернизма весьма далеки от святоотеческого православия, однако современному христианину легче читать именно этих авторов, труды Отцов кажутся слишком тяжелой пищей. Так и привыкает человек питать свой ум суррогатами и бороться с католичеством, а на самом деле ниспровергать православное вероучение.