Цели:
коррекционно-образовательные:
— дать понятие о механизме образования звуков Ц — С с опорой на различные виды контроля;
— формировать и расширять словарный запас.
коррекционно-развивающие:
—учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
—развивать навыки звуко-буквенного анализа;
—выполнять упражнения по предупреждению дисграфических ошибок;
—учить координировать речь с движениями;
— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: тетради, карандаши, разрезные азбуки, карта России, предметные картинки, в названии которых есть звуки Ц, С.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто подберет родственные слова к слову «цветок».
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Движения по тексту.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем.
Загорели! Опускаем!
Ноги не напряжены
И расслаблены.
2. Развитие общей моторики.
Поезжай за моря-океаны,
«Едут»
Надо всею Землей пролети:
«Летят».
Есть на свете различные страны
Но такой, как у нас, не найти
Отрицательно качают головой.
Глубоки наши светлые воды,
Приседают.
Широка и привольна земля,
Встают. Руки в стороны.
И гремят, не смолкая, заводы,
«Стучат» руками перед собой.
И шумят, расцветая поля...
(М. Исаковский)
Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.
3 Развитие мелкой моторики.
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Есть и клены, и дубы,
Пальцы на обеих руках изображают «ветки» — сходятся, расходятся.
А какие есть грибы!
«Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).
А еще пекут в печи
Хлопают. То одна рука сверху, то другая.
Вот такие калачи.
«Калачи».
4. Массаж лица.
По общим правилам.
5. Развитие мимических мышц.
Опосредованная гимнастика.
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
—для челюсти: движение челюстью вправо-влево; резко опустить челюсть вниз;
—для губ: покусать нижнюю губу; покусать верхнюю губу; «улыбка» (зубы обнажены);
—для языка: «лопаточка»; сильно подуть на «лопаточку», чтобы язык завибрировал.
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
— Звуком А спеть песенку «В лесу родилась елочка».
III. Развитие произношения и упражнения по обучению грамоте.
1. Объявление темы. Игра «Найди общий звук».
Столица, Россия, Москва. — С. Центр, цыпленок, абзац, циркуль. — Ц. Эти два звука мы будем учиться различать и следить за их правильным произношением.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка упирается в нижние резцы; передняя часть спинки языка выгибается и образует смычку с альвеолами. Под давлением воздушной струи смычка разрывается.
Воздушная струя сильная, отрывистая, холодная; голосовые складки не работают.
Звук Ц — согласный, всегда твердый, глухой.
3. Развитие фонематического слуха.
Дети делятся на две команды. Одна отбирает картинки со звуком Ц, вторая со звуком — С. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок.
4. Связь звуков и букв.
Отыскать буквы в разрезных азбуках (без образца). Напечатать в тетрадях.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
—Повторить цепочки слогов: са-ца-са-ца; ца-са-са-ца и т.д.
—Выделить последнюю букву в словах (слова напечатаны на доске) и составить из них слова:
Огурец, муха, сноп, укол, вишня. (Цапля.) Покос, паста, дуб, сокол, Аня. (Сабля.) Напечатать их в тетрадях.
—Поделить слова на слоги и выделить ударный слог. Написать на карточке цифру, которой соответствует номер ударного слога.
—Составить предложения со словами: страна, столица. Анализ предложений. Графические схемы.
—Произносить чистоговорки.
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Ца-ца-ца — вот идет овца.
Цу-цу-цу — прогоню овцу.
IV. Физкультминутка.
Мы теперь канатоходцы,
Сколько можем простоять?
1, 2, 3, 4, 5.
Ну, а если силы взвесить,
Можно дольше продержаться,
6, 7, 8, 9, 10.
Это без пяти пятнадцать.
Стойка «египетский шаг». Исходная позиция: стоя, ноги на одной линии, носок левой ноги упирается в пятку правой.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
—На доске висит карта России. Логопед задает вопросы: «Как называется наша страна? Назовите главный город нашей страны — столицу. Как называется наш родной город (деревня, поселок)? Подберите слова-признаки, которые характеризуют нашу Родину. (Огромная, любимая, прекрасная, единственная, богатая, могучая, бескрайняя.) Что нужно делать для того, чтобы она оставалась такой? (Любить, беречь, охранять, сохранять ее богатства.)»
—Игра «Скажи по-другому». Страна — государство.
Родина — Отечество, Отчизна, Отчий дом.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дайте характеристику этих звуков. Как называется наша Родина? Назовите столицу нашей Родины.