Найти тему
Обозреватель

Логопеду в помощь! Занятие: звуки Л-Ль.

Цели:

коррекционно-образовательные:

—учить детей сравнивать звуки Л — Ль по акустико-артикуляционным признакам;

—формировать словарь по теме «Растения и животные весной»;

коррекционно-развивающие:

—развивать у детей мыслительную деятельность;

—учить дифференцировать звуки в слогах, сло­вах и предложениях;

—развивать звонкость голоса;

—развивать мимические мышцы;

—развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

— учить координировать речь с движениями;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей самостоятельность и навы­ки самоконтроля за речью.

Оборудование: картинки, в названии которых при­сутствуют звуки Л, Ль, синие и зеленые флажки, наборы для составления схем, разрезные азбуки, зеркала.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет перелетных птиц и слова со звуком Ль.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. «Мать-и-мачеха».

Вдоль дороги

И по скатам,

Бегают до темноты,

Словно жёлтые цыплята,

Мать – и – мачехи цветы.

Дети стоят в кругу, а затем бегут друг за другом.

А стемнеет -

Приседают.

Соберутся

Под листом

Руки на колени.

Как под крылом,

В мягкий теплый пух

Уткнутся

И заснут

Спокойным сном.

Голову роняют на руки и засыпают.

2. Развитие общей моторики.

Что сделать, чтоб вырос красивый цветок? Выполнение движений по тексту.

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Бережно семечко посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно почаще идти!

Семечко чистой водички напьется,

Стебель из семечка к солнцу пробьется!

Солнце цветкам помогает расти.

К солнышку тянется стебелек,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце и дождик и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли. (И. Лопухина)

3. Развитие мелкой моторики.

После зимней спячки,

Проснулся мишка косолапый:

Тихо шагает,

Кости разминает.

Четыре пальца верти­кально стоят на столе. Средний согнут — это голова медведя.

4. Массаж лица.

По общим правилам.

5. Развитие мимических мышц.

Удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

—для челюсти: широко открыть рот (удержать под счет), затем полузакрыть; закрыть;

—для губ: «улыбка» (зубы не видны); «улыбка» (зубы обнажены):

—для языка: дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхней губе, затем опустить за нижние зубы.

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.

Вот как шарик надуваем,

Л рукою проверяем.

Вдох.

Шарик лопнул — выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко, ровно, глубоко...

Выдох.

- Голосовые упражнения: звуком «М» спеть песенку о цветах.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. «Четвертый лишний».

Корова, собака, лиса, лошадь.

Ромашка, лук, василек, роза.

Выделение начальных звуков в «лишних» словах.

Логопед: Эти два звука мы будем учиться разли­чать и следить за их правильным произношением.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дается в сравнительном плане, акцентируется внимание на различиях между звуками (см. преды­дущие занятия).

3. Развитие фонематического слуха.

На звук Л — поднять синий флажок. На звук ЛЬ - зеленый.

4. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

- Игра «Скажи наоборот». Замени звук Л на Ль и наоборот.

Ла — ля лю — лу ло — лё

Ли — лы лы — ли лэ — ле

— Звуки разбежались и нужно собрать их в слова.

Ль, С, А, И - (ЛИСА) В, К, О, Л - (ВОЛК) Определите, какой звук в первом слове — Л или Ль, а во втором? Выкладывание схемы слов из цветных фишек.

—Печатать слова в тетрадях после составления их из букв разрезной азбуки.

—Работа над деформированной фразой. Олень, лось, и, леса, обитатели. Лесной, на, расцвели, лужайке, ландыши. Составление схемы предложений.

—Громко, звонко повтори!

Ла-ла-ла — лопата и пила.

Ли-ли-ли — на лужайке зайцы бегали.

Лу-лу-лу — купили мы пилу.

Ле-ле-ле — лежит книга на столе.

IV.Физкультминутка .

- Гуси, Гуси!

- Га-га-га!

- Хорошо вам?

- Да-да-да!

- Ну летите веселей

На лужок, да поскорей!

Бегут, размахивая руками словно крыльями.

Прилетели, пошагали,

Ходят.

Травку клювом пощипали,

Наклоняются вперёд

Крыльями взмахнули,

Махи руками.

Шею потянули.

Потягивание шеи, грудь впе­ред.

V.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Добавить одно общее слово к двум словам (тема: «Растения и животные весной»).

Дерево, цветы (что делают?) — растут.

Ежик, медведь (что делают?) — пробужда­ются.

Слабый, беззащитный (кто?) — заяц. Растет, зеленеет (что?) — трава. Волк, тигр (какие?) — голодные.

Появляются, распускаются (что?) — цветы. Возвращаются, поют (кто?) — птицы. Зайчата, лисята (что делают?) — резвятся. Сажают, поливают (что?) — овощи. Пчелы, муравьи (что делают?) — трудятся.

VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать?

Дайте характеристику этих звуков.

Назовите животных, которые весной пробужда­ются от зимней спячки.