Цели:
коррекционно-образовательные:
— дать детям понятие о механизме образования звуков Ж, Ш в сравнительном плане;
— формировать номинативный словарь;
коррекционно-развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки Ж — Ш в слогах, словах, предложениях;
— формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;
— развивать умение анализировать состав предложений;
— развивать фонематические процессы;
— учить координировать речь с движениями;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей организованность и самостоятельность.
Оборудование: предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Ш, Ж, дидактическое пособие к игре «Воздушные шары», счетные палочки, наборы для составления схем, зеркала.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых присутствуют звуки Ж, 3.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Дождик льет на улице —
Мне нельзя гулять.
Дети сидят на стульях в расслабленной позе.
И решил я капельки
На стекле считать.
Капельки, капельки!
Три, четыре, пять...
Руками имитируют восхождение по ступенькам.
Капельки, капельки,
Я устал считать.
Тихонько кладут руки на стол.
(Э. Богданова)
2. Развитие общей моторики. «Жук».
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Дети идут по кругу, взяв-
шись за руки.
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Идут по кругу в обратную сторону.
Со льном высоким,
Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки.
С корнем глубоким,
Приседают, опускают руки.
С хлебами обильными.
(Русская песенка)
Взявшись за руки, бегут по кругу.
3. Развитие мелкой моторики. «Живая цепочка».
Набухла речка,
набухла почка,
Соединяют мизинчики, безымянные пальчики.
Живая в небе
плывет цепочка.
Соединяют средние пальцы.
В рассветной сини
курлычет стая,
Соединяют указательные пальцы.
Весну и лето соединяя.
Соединяют большие пальцы.
4. Массаж лица.
Светит ярко весеннее солнышко и ласкает нам лицо.
Поглаживание.
Но ветерок еще холодный!
Постукивание подушечками пальцев.
А все-таки солнышко сильнее!
Поглаживание.
5. Развитие мимических мышц.
Нахмурить брови; закрыть правый глаз; затем левый; надуть щеки.
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
—для челюсти: спокойное открывание и закрывание рта;
—для губ: губы «рупором»; «трубочкой»;
—для языка: «лопаточка»; подуть на ватку; «чашечка»; «лошадки».
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
- «Цветы». Понюхаем первые весенние цветы: вдох через нос — выдох через рот; вдох через рот — выдох через рот.
— Голосовые упражнения: развитие силы голоса. Откуда ни возьмись налетели снежинки. Это злится старуха зима, не хочет уходить.
На полянку, на лужок,
Тихо падает снежок.
Тихо.
Но подул вдруг ветерок Закружился наш снежок.
Громче.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки. (А. Борта)
Громко.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.) Как шипит змея? (Ш-ш-ш-ш.) Эти два звука мы будем учиться различать.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Сравнительная характеристика. Звук Ж — см. занятие 44.
Звук Ш — губы вытянуты рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; язык в форме чашечки; по середине языка идет теплая воздушная струя.
Звук Ш — согласный, твердый, глухой, шипящий.
3. Развитие фонематического слуха.
Придумать слова со звуками Ж, Ш, количество звуков в которых будет равно трем (например: жар, шар).
4. Связь звуков и букв.
Дети «пишут» буквы Ж, Ш пальчиком в воздухе. Выкладывают их из счетных палочек.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Закончи слово».
Закончить слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно.
Каранда...(ши) Камы... (ши)
Экипа... (жи) Гара...(жи)
Эта... (жи) Детены... (ши)
—Рассмотреть и назвать предметные картинки, выставленные на доске. Поделить слова (из 2 и 4 слогов) на слоги: разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
—Игра «Воздушные шары». На картинке изображены дети Шура и Женя, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Шуре — со звуком Ш, Жене — со звуком Ж.
—Составить предложения, в состав которых входили бы пары слов: Шура — жук; Женя — шапка.
— Анализ составленных предложений. Запись графической схемы.
— Звонко, громко повтори!
Вот от ножек и до ушек
Моет Женю жаркий душик,
И макушку и живот
Жене душ водой польет. (И. Лопухина)
IV. Физкультминутка.
Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это бесшумно.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Легкие и быстрые прыжки на месте сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой. На ходу «кошки» слегка покачиваются в стороны.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что?' на тему «Весна».
Тает (что?) — ...
Появляются — (кто?) ...
Греет — ... распускаются — ...
Бегут — ...
Покрываются листьями — ...
Зеленеют — ... Цветут — ...
— Образовать относительные прилагательные и подобрать предметы к ним. Например: Весна — весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга.
Март — ... Апрель — ... Май — ...
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Почему звук Ш — глухой, а звук Ж — звонкий?
Назовите отличительные признаки весны.