Один из великих аскетов и благочестивых теологов Имам Абу Ханифа Ан-Ну‘ман ибн Сабит родился в 80-м г. hиджры в городе Куфа во времена Амавитского государства. Его отец Сабит был одним из Богобоязненных людей. Он занимался торговлей тканями. Богобоязненный отец, как подобает это теологам, воспитывал своего сына в духе Ислама. Абу Ханифа получил хорошее воспитание: он был терпеливым, скромным и щедрым человеком, он знал, защищал Истину и противостоял злу.
Среди учителей Имама Абу Ханифы было шестеро сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, непосредственно от которых он передал изречения Пророка, – это Анас ибн Малик, ‘Абдуллаh ибн Анас, Василят ибн Аль-Аско‘, ‘Абдуллаh ибн ‘Ауфа, ‘Абдуллаh ибн Джуз` Аз-Забидий, Ма‘каль ибн Ясар. Его учителями были также около 200 человек из ат-таби‘ун[1], таких как Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Али ибн Аль-Хусейн ибн ‘Али ибн Абу Талиб, Абуль-Хусейн Зайд ибн Аль-Хусейн, и ‘Ато` ибн Абу Робах, о котором сказал Абу Ханифа: «Никогда не встречал человека, который имел знаний больше, чем ‘Ато` ибн Абу Робах». Также учителями Абу Ханифы из ат-таби‘ун были Хаммад ибн Сулейман, Мухаммад ибн Муслим ибн ‘Убейдаллаh ибн Шиhаб Аз-Зуhрий, да благословит их Аллаh.
Среди учеников Имама Абу Ханифы были такие великие теологи, как Мухаммад ибн Аль-Хасан Аш-Шайбани и Абу Юсуф Аль-Кадый, Юсуф ибн Халид Ас-Самтий Аль-Басрий, да будет ими доволен Аллаh. Юсуфу Аль-Басрий Абу Ханифа передал свой совет-завещание, когда тот отправлялся в город Басру:
«Будь щедрым, уважай и почитай людей. С особым вниманием относись к людям, которые имеют знания, уважай пожилых, будь мягким и милостивым с молодыми, будь близок к простым людям общества. Что касается скверных людей, то будь с ними осторожен и внимателен. Будь другом для положительных, благочестивых, людей. Не игнорируй тех, кто обладает властью; не отталкивай и не унижай тех, кто обращается к тебе с просьбами. Ни с кем не прерывай дружеских отношений, никому не поверяй своих секретов; в своей дружбе не доверяй человеку, пока не испытаешь его. Обновляй свою одежду, часто используй духи, соблюдай Намаз, будь щедрым в угощении, делись тем, что имеешь, поскольку скупой человек не сможет руководить каким-либо делом».
Имам Абу Ханифа Ан-Ну‘ман ибн Сабит был одним из мудрейших Имамов, отличавшимся своими знаниями и следованием религии. Аллаh наделил Имама Абу Ханифу Богобоязненностью и щедростью. Его не прельщали блага этого мира, поэтому он не стремился к признанию власть имущих, что проявилось в отказе Абу Ханифы от службы на высоком государственном посту, предложенном ему султаном.
Абу Ханифа был усерден в постижении Исламского знания, много времени и сил отдавал исследовательскому труду. Он владел ткацкой мастерской по производству шелковой ткани и расходовал средства, дарованные ему Аллаhом, на обеспечение себя и на благотворительность.
Имам Аш-Шафи‘ий сказал об Имаме Абу Ханифе:
» النَّاسُ فِي الْفِقْهِ عِيَالٌ عَلَى أَبِي حَنِيفَةَ «
«Имам Абу Ханифа – величайший теолог своего времени, и те, кто желал получить знания, обращались за этим к нему».
Язид ибн hарун отзывался о нем следующим образом:
» مَا رَأَيْتُ أَوْرَعَ وَلا أَعْقَلَ مِنْ أَبِي حَنِيفَةَ «
«Я не видел более Богобоязненного и рассудительного человека, нежели Абу Ханифа».
Учитель Имама Абу Ханифы Хаммад ибн Абу Сулейман так говорил о своем великом ученике: «Имам Абу Ханифа трудился даже ночами, используя свое время для покорности Аллаhу».
Имам Абу Ханифа сорок лет выполнял утреннюю Молитву (Ас—Субх) с тем же омовением (Аль-Ууду`)[2], которое совершил перед ночной Молитвой (Аль-‘Иша`), – это говорит о том, что после ночной Молитвы ревностный в поклонении Аллаhу Абу Ханифа не ложился спать, дожидаясь рассвета – времени утренней Молитвы.
О скромности и аскетичности Имама сообщает следующий факт, изложенный теологом Ар-Раби‘ ибн ‘Асымом: «Абу Язид ибн ‘Умар[3] направил меня к Абу Ханифе с приказом, в котором повелевал ему занять должность главного казначея, но Абу Ханифа отказался, за что был наказан двадцатью плетьми».
Аль-Хакам ибн hишам Ас—Сакафий сообщил: «На территории Шама[4] рассказывали об Имаме Абу Ханифе, что он был одним из самых честных и достойных Имамов. Султан хотел назначить его главным казначеем, при этом в случае отказа Имама султан обещал наказать его плетью. Но Абу Ханифа, понимая ответственность и боясь совершения ошибок, выбрал для себя трудности и страдания в этой жизни, чтобы избежать мучений на Том Свете».
Ибн Аль-Аhдаль рассказывал, что правитель Абу Джа‘фар Аль-Мансур перевел Абу Ханифу в Багдад, чтобы принудить его вступить в должность кадыя (судьи), но тот отказался и дал клятву, что никогда не согласится на это. Абу Джа‘фар Аль-Мансур заточил Абу Ханифу в тюрьму и посылал к нему ежедневно гонцов, чтобы узнать, не передумал ли Имам, и пытался прельстить его всевозможными благами и вознаграждениями. Но, получая в очередной раз отказ, приказывал наказать его десятью плетьми. Так продолжалось до тех пор, пока Абу Ханифа не умер от заболевания желудка.
Ибн Мубарак сказал об Абу Ханифе:
«أَتَذْكُرُونَ رَجُلاً عُرِضَتْ عَلَيْهِ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَا فَفَرَّ مِنْهَا»
«Ему предлагали все богатства этой жизни, но он не прельстился ими».
Благородные и преисполненные мудростью поступки Имама Абу Ханифы указывают на глубину религиозного знания, дарованного ему Аллаhом.
Ибн Джурайдж сказал об Абу Ханифе:
» بَلَغَنِي عَنْ كُوفِيِّكُمْ هَذَا النُّعْمَانَ بْنِ ثَابِتٍ أَنَّهُ شَدِيدُ الْخَوْفِ مِنَ اللهِ تَعَالَى»
«Я наслышан о куфийце Ну‘мане ибн Сабите (об Абу Ханифе) как об очень Богобоязненном человеке».
Шарик Ан-Нах‘ий сказал:
«كَانَ أَبُو حَنِيفَةَ طَوِيلَ الصَّمْتِ، دَائِمَ الْفِكْرِ، قَلِيلَ الْمُحَادَثَةِ لِلنَّاسِ»
«Абу Ханифа был молчаливым, постоянно пребывал в размышлениях, редко отвлекаясь на разговоры о мирском».
Абу Ханифа каждый год в течение месяца Рамадан шестьдесят раз полностью прочитывал Священный Кур`ан. Это, несомненно, удивительный факт. Это, несомненно, удивительный факт![5] Рассказывают также, что Имам Абу Ханифа в течение тридцати лет время от времени при совершении Намаза за один рак‘ат[6]прочитывал весь Кур`ан. А каждую ночь Имам совершал 400 рак‘атов Сунна-Намазов.
О смерти Имама Абу Ханифы
Имам Абу Ханифа, да благословит его Аллаh, умер в 150-м г. hиджры. В том же году родился Имам Аш-Шафи‘ий. Этот удивительный факт был описан некоторыми учеными в следующей аллегории:
«مَاتَ قَمَرٌ وَوُلِدَ قَمَرٌ»
«Одна луна исчезла, и взошла новая», т.е. умер великий теолог, и родился великий теолог.
Многие люди оплакивали смерть Абу Ханифы. Для чтения Намаза «Джаназа»[7]собралось 50 тысяч человек. Похоронили Имама Абу Ханифу, да будет ему Милость Аллаhа, на кладбище «Аль-Хайзаран» в Багдаде.
Просим Всевышнего, чтобы нам было даровано в Судный День Заступничество (Шафа‘ат) благочестивого Имама, и чтобы в этот День мы оказались вместе с ним и с другими праведными мусульманами.
___________________________________________________________________________
[1] Мусульмане, которые встречались со сподвижниками Пророка Мухаммада, мир Ему.
[2] Ритуальное омовение, являющееся условием для правильного выполнения Молитвы (Намаза).
[3] Правитель Ирака во времена последнего султана семейства Омейядов Маруана ибн Мухаммада.
[4] Территория современной Сирии, Ливана, Палестины, части Иордании.
[5] Чтобы прочесть Кур`ан полностью 1 раз, требуется обычно 30 часов.
[6] Повторяющиеся действия и слова (цикл) в Намазе.
[7] Молитва, которую читают за умершего мусульманина.