Мелкая моторика – это те действия, которые ребенок может выполнять пальчиками. Попробуйте взять со стола какой-нибудь маленький предмет (например, бусинку). Как вы это сделаете? Захватив двумя пальцами. Маленький ребенок поначалу делает захват всей кистью руки, что является для него нормальным. Но, на первом году жизни, у него формируется пальчиковый захват. А также малыш учится не просто брать предметы, но и перекладывать их из одной ручки в другую.
Благодаря развитой мелкой моторике, ребенок в будущем сможет застегнуть пуговицы, взять щепотку соли и посолить пищу, заплести косичку и многое другое. Но кроме возможности выполнять повседневные действия, развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие интеллекта и речи ребенка. Речи в особенности. Не буду сейчас вдаваться в медицинские подробности, отмечу только, что связано это с тем, как устроен и как работает человеческий мозг.
В норме мелкая моторика развивается у ребенка в процессе его жизни. Малыш любознателен, хочет все потрогать и пощупать. И в какой-то момент его мозг как бы «понимает», что маленькую игрушку удобнее взять двумя пальчиками, а не всей ладошкой. Но, ему можно помочь «понять» это быстрее при помощи специальных упражнений. А в случае, если у малыша есть задержка в развитии речи, упражнения на развитие мелкой моторики рекомендуются специалистами, как обязательные.
В этом посте я приведу примеры упражнений на развитие мелкой моторики, рекомендуемые специалистами.
1. Дать ребенку 2 мисочки. В одну положить крупу (или горох, или фасоль). Вторую оставить пустой. Ребенок должен содержимое первой мисочки переложить во вторую. Поначалу он будет делать это так, как ему привычно – захватывая всей кистью руки. Смысл упражнения в том, чтобы в результате многократного повторения одного и того же действия мозг малыша «понял», что пальчиками это делать удобнее, как можно скорее. Поэтому упражнение нужно выполнять как можно чаще.
По поводу того, что использовать: крупу, горох или фасоль. Фасоль крупнее, поэтому пальчиками ее взять будет легче, чем горох или крупу. Поэтому, начинать лучше с нее. Если вы увидите, что ваш ребенок легко с ней справляется, то сразу можете перейти к гороху, а затем к крупе. Можно начать, конечно, и с крупы, но может получиться так, что это задание для малыша окажется слишком сложным, и он быстро потеряет к нему интерес. Касательно крупы, крупа подойдет гречневая и рисовая.
2. Для ребенка постарше упражнение с крупой можно несколько усложнить. Дать ему не 2, а 3 мисочки. В одну положить два разных вида крупы вперемешку (или это может быть крупа + горох, горох + фасоль, т.д.). В одну пустую мисочку он будет класть один вид крупы, а в другую – другой. Такое задание можно давать ребенку, только если он понимает сортировку в принципе. Если он ее пока еще не понимает, то обучать его надо на крупных предметах.
3. Пластилин (или глина, или тесто). Лепка сама по себе хорошо развивает мелкую моторику. Но, если ребенок еще не готов (по развитию) именно лепить, то использовать пластилин для развития мелкой моторики все равно можно. Важно: он должен быть мягким. Вы сами делаете из пластилина шарик. А ребенок от этого шарика отрывает кусочки.
Обратите внимание: выполнение упражнений на развитие мелкой моторики обязательно должно проходить под присмотром взрослого, потому, что во время них используются мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, или засунуть в нос.