Занятие 21. Звук и буква С
Цели:
коррекционно-образовательная:
— формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов, развивать валентность слов;
коррекционно-развивающие:
—автоматизировать у детей звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
—развивать дыхание и голос;
—развивать фонематический слух и восприятие;
—уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «снег» и развитие валентностей слов;
—развивать навыки словоизменения;
коррекционно-воспитательная:
—обучать детей правильному поведению на ледяной горке.
Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, макет березы, предметные картинки, бумажные снежинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
К какому времени года относятся эти слова: снег, санки, снежинки, снеговик? (Зима.)
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания
и голоса.
1. Общее расслабление.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем...
2. Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
3. Развитие мелкой моторики. «Снежок».
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили.
Лепят, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальчиком.
4. Массаж лица.
По общим правилам.
5. Развитие мимических мышц.
Выполнение действий по тексту: «Мы умеем улыбаться Мы умеем удивляться. Мы умеем сердиться. Мы умеем огорчаться».
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
—для челюсти: улыбнулись;
—для языка: почистили нижние зубки;
—для губ: высунули язык «лопаточкой» и сдули снежинки со своего стола.
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
Если по свежему снегу гулять
Нужно воздухом дышать
Выдох → пффф → Возврат дыхания →Пффф→Пауза →Возврат дыхания → С-с-с-с → пауза→возврат дыхания → пффф→Возврат дыхания→Расслабление мышц брюшного пресса.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Сегодня мы поговорим о снеге, о словах-родственниках к слову «снег» и при этом будем правильно произносить звук С.
2. Акустико-артикуляционный образ звука С.
Проверьте, как у вас работают губы и язык:
—губы улыбаются;
—кончик языка находится за нижними зубами;
—боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;
—передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;
—по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;
—горлышко молчит. Звук «С» — согласный, твердый, глухой, свистящий.
3. Развитие фонематического слуха.
Перед детьми выставляется изображение березы. Детей просят украсить березу картинками, в которых встречается звук С.
4. Соотношение звука с буквой.
«С» — как серп рисуем с вами.
«С» — свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» — сверкает силуэт.
5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
—Логопед называет первый слог, ребенок второй.
—Добавь слог СА-ли... (са);ро... (са);плак... (са).
—Добавь слог СЫ: о... (сы); ко... (сы); у... (сы); бе... (сы).
—Звуковой анализ слогов СА, СЫ. Составление схем слогов.
—Дети снимают картинки с березы. Четко проговаривают их. Делят на слоги. Определяют место звука в слове.
—Составление предложений с данными словами. Деление их на слова. Запись графической схемы составленных предложений.
IV. Физкультминутка. «Снежинки».
Снежинки пуховые, Веселые, живые!
Взмахи руками.
Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном
Кружиться.
И землю устилаете Блестящим серебром.
(А. Липецкий)
Присесть.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
— Игра: «А что вчера».
Сегодня снег блестит, а вчера...
Сегодня снег падает, а вчера...
Сегодня снег сверкает, а вчера...
Сегодня снег тает, а вчера...
Сегодня снег хрустит, а вчера...
Сегодня снег идёт, а вчера...
—Подбор слов-родственников к слову «снег» с помощью наводящих вопросов (снег — снегурочка, снеговик, снежинка, снежный (ком), снегопад, снегирь).
—Логопед предлагает детям вспомнить действия, которые выполнял снег в игре: «А что вчера». Дети называют слова-родственники и слова-действия, украшая березу бумажными снежинками при назывании каждого слова. Логопед говорит, что под снежинками березе будет тепло зимой.