Найти тему
Обозреватель

Логопеду в помощь! Занятие: звук и буква С.

Занятие 21. Звук и буква С

Цели:

коррекционно-образовательная:

формировать и расширять у детей «семанти­ческое поле» слов-глаголов, развивать вален­тность слов;

коррекционно-развивающие:

—автоматизировать у детей звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;

—развивать дыхание и голос;

—развивать фонематический слух и восприятие;

—уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «снег» и развитие валентностей слов;

—развивать навыки словоизменения;

коррекционно-воспитательная:

—обучать детей правильному поведению на ледя­ной горке.

Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, макет березы, предметные картинки, бумажные снежинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

К какому времени года относятся эти слова: снег, санки, снежинки, снеговик? (Зима.)

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания

и голоса.

1. Общее расслабление.

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем...

2. Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.

Рано утром на полянке

Веселятся две снежинки

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

3. Развитие мелкой моторики. «Снежок».

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начи­ная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Показывают круг, сжима­ют ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

4. Массаж лица.

По общим правилам.

5. Развитие мимических мышц.

Выполнение действий по тексту: «Мы умеем улы­баться Мы умеем удивляться. Мы умеем сердиться. Мы умеем огорчаться».

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

—для челюсти: улыбнулись;

—для языка: почистили нижние зубки;

—для губ: высунули язык «лопаточкой» и сдули снежинки со своего стола.

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

Если по свежему снегу гулять

Нужно воздухом дышать

Выдох → пффф → Возврат дыхания →Пффф→Пауза →Возврат дыхания → С-с-с-с → пауза→возврат дыхания → пффф→Возврат дыхания→Расслабление мышц брюшного пресса.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы поговорим о снеге, о словах-родс­твенниках к слову «снег» и при этом будем правиль­но произносить звук С.

2. Акустико-артикуляционный образ звука С.

Проверьте, как у вас работают губы и язык:

—губы улыбаются;

—кончик языка находится за нижними зубами;

—боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;

—передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;

—по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;

—горлышко молчит. Звук «С» — согласный, твер­дый, глухой, свистящий.

3. Развитие фонематического слуха.

Перед детьми выставляется изображение бере­зы. Детей просят украсить березу картинками, в которых встречается звук С.

4. Соотношение звука с буквой.

«С» — как серп рисуем с вами.

«С» — свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» — сверкает силуэт.

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

—Логопед называет первый слог, ребенок второй.

Добавь слог СА-ли... (са);ро... (са);плак... (са).

Добавь слог СЫ: о... (сы); ко... (сы); у... (сы); бе... (сы).

—Звуковой анализ слогов СА, СЫ. Составление схем слогов.

—Дети снимают картинки с березы. Четко про­говаривают их. Делят на слоги. Определяют место звука в слове.

—Составление предложений с данными слова­ми. Деление их на слова. Запись графической схемы составленных предложений.

IV. Физкультминутка. «Снежинки».

Снежинки пуховые, Веселые, живые!

Взмахи руками.

Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном

Кружиться.

И землю устилаете Блестящим серебром.

(А. Липецкий)

Присесть.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра: «А что вчера».

Сегодня снег блестит, а вчера...

Сегодня снег падает, а вчера...

Сегодня снег сверкает, а вчера...

Сегодня снег тает, а вчера...

Сегодня снег хрустит, а вчера...

Сегодня снег идёт, а вчера...

—Подбор слов-родственников к слову «снег» с помощью наводящих вопросов (снег сне­гурочка, снеговик, снежинка, снежный (ком), снегопад, снегирь).

—Логопед предлагает детям вспомнить действия, которые выполнял снег в игре: «А что вчера». Дети называют слова-родственники и слова-дейс­твия, украшая березу бумажными снежинками при назывании каждого слова. Логопед говорит, что под снежинками березе будет тепло зимой.