Найти в Дзене
Обозреватель

Логопеду в помощь! занятие: дифференциация звуков Ш, Ж

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- учить детей различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;

- формировать навыки словообразования;

- учить составлять предложения по сюжетной картине с добавлением новых слов, распространяя предложение.

Коррекционно-развивающие:

- учить детей дифференцировать звуки на материале слогов, слов и предложений;

- развивать фонематические процессы;

- развивать навыки звукобуквенного анализа.

- продолжать учить составлять схемы предложений.

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Повторить вслед за логопедом слоги: ЖА-ША-ЖА, ЖУ-ШУ-ЖУ, ШИ-ШИ-ЖА-ЖУ и т.д.

II. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

1. Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.

Мы умеем удивляться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем веселиться.

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. «Игрушки».

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино

И веселый Чиполлино.

И котенок, и слоненок,

Раз-два-три-четыре-пять,

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

3. Развитие артикуляционной моторики. Сказка «Веселый язычок».

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. Как жужжит жук? – Ж-ж-ж-ж. Как шипит змея? –

Ш-ш-ш. Эти два звука мы будем учиться различать.

2. Акустика – артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика (работа с карточками).

Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, губы округлены, язык в форме чашечки, по середине языка идет теплая воздушная струя, направленная вверх.

Звук Ж - согласный, всегда твердый, звонкий, шипящий, губы округлены, язык в форме чашечки, по середине языка идет теплая воздушная струя, направленная вверх.

IV. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

1. Игра «Скажи наоборот». Песенка «Змеи» - песенка «Жука».

Слоги: Ша-ша-ша – жа-жа-жа, ша-шо-шу – жа-жо-жу, и т.д.

Слова: шитье – житье, нашивка – наживка, Леша – лежа, уши – ужи, шаль – жаль,

Машут – мажут, шар – жар, шутка – жутко, шалить – жалить.

2. Игра «Подарим картинки «Змее» и «Жуку».

3. Игра «Подарим скороговорки «Змее» и «Жуку».

Тише, мыши, не шумите,

Нашу Машу не будите.

Кошка в окошке подушку шьет,

Мышка в сапожках избушку метет.

Шишки у мишки, у мишки шишки.

У плюшевого мишки еловые шишки.

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

- Шуметь я буду тише.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу,

Я на ветке сижу!

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу»

Ежику нужен жук на ужин.

Шьет своим ежатам ежик восемь кожаных сапожек:

Каждому на ножки ежиные сапожки.

IV. Физкультминутка. «Ушки слушают, глазки обманывают».

(Дети выполняют движения согласно тексту, логопед пытается их «запутать»)

Мы сегодня рано встали и зарядку делать стали,

Руки вверх, руки вниз, влево-вправо повернись,

Руки в стороны, в кулачок, разжимаем и на бочок,

Левая вверх, правая вверх, в стороны, накрест,

В стороны, вниз.

V.Развитие фонематического слуха. Игра «Кто больше услышит звуков?»

VI. Звуко-буквенный анализ и синтез слова ШИНА.

1. Составление звуковой схемы слова ШИНА (работа с карточками)

2. Выкладывание из букв слова ШИНА.

Вопросы: почему в слове ШИНА после Ш мы слышим звук Ы, а печатаем И? (буква Ш не дружит с буквой Ы, а дружит с буквой И).

VII. Составление схемы предложения БАБУШКА ВЯЖЕТ. Распространение предложения с добавлением других слов.

БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ ТЕПЛЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ ТЕПЛЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ ДЛЯ ВНУЧКИ.

Назовите слово-предмет, слово-действие, слово-признак, дополнительное слово.

VIII. Итог занятия, оценка работы детей.

Какие звуки мы сегодня учились различать? Почему звук Ш – глухой, а звук Ж – звонкий?