Здравствуй, почтенный читатель! Осмелюсь предположить, что душа твоя столь неугомонна и широка, что ей вечно хочется приобщиться к прекрасному и величественному. Посему ты, наверное, мечтаешь перебраться в Петербург, если еще не перебрался, и все из-за его неповторимой творческой атмосферы, белых ночей и близости истории.
Не смею тебя отговаривать — пускай за меня это сделают другие, более авторитетные личности. Поэтому прошу тебя проследовать со мной на Невский.
«…О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»
Так отзывался о главной артерии города Николай Васильевич Гоголь. Он прожил в Петербурге 8 лет, написал здесь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Тарас Бульба», «Невский проспект», «Ревизор» и даже поэму «Мертвые души». Однако сам город он не очень любил, причем с годами неприязнь усиливалась. А ведь всё из-за местного климата. Писателю были не по душе вечный холод и туманы города на Неве.
«При виде, то есть при мысли о Петербурге, мороз проходит по моей коже, и кожа моя проникается насквозь страшною сыростью и туманною атмосферою», - писал Гоголь.
Гоголь часто болел, грустил и в итоге не смог найти ничего, что приносило бы ему радости в нашем городе. Даже изысканная архитектура и обилие иностранцев не приводили его в восторг. Может, потому и произведения его столь мрачные?
Другим, не менее известным человеком, который не любил Петербург , был Федор Михайлович Достоевский. В отличии от Гоголя, Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. И дело было совсем не в погоде, а скорее в лицемерии, которое окружало писателя.
Впервые Достоевский приехал в Петербург в мае 1837 года, в преддверии белых ночей. Петербург предстал перед будущим писателем прекрасным романтическим городом. Однако обучение в Военно-инженерном училище значительно омрачило жизнь писателя. Так город-мечта постепенно превращался в город-призрак, где все ненастоящее и искусственное.
"Кто-то гримасничал передо мною, спрятавшись за всю эту фантастическую толпу, и передергивал какие-то нитки; пружинки и куколки эти двигались, а он хохотал и все хохотал!..."
За всю свою жизнь в Петербурге Достоевский поменял 20 адресов и никогда не жил ни в одном доме более трех лет. Своей квартирой он, конечно же, не обзавелся (был вечным квартиросъемщиком).
Но, пожалуй, самый негативный отзыв потомкам о Петербурге оставил Брат моего брата, точнее Вспыльчивый человек или всё же Врач без пациентов? На самом деле это все один человек с чудесным вариативным набором псевдонимов - Антон Павлович Чехов. Да, да именно он назвал Петербург “трясиной”.
“Я бежал из Питера. Одолел угар. Изнемог я, да и стыдно всё время было. Я был зайцем, которого трепали гончие”
Чехов никогда не жил в Петербурге, но почти с самого начала своей писательской деятельности поддерживал с ним тесные связи. Здесь он сотрудничал с Лейкиным, Сувориным, а позднее, в связи со своими частными приездами в столицу обзавелся новыми друзьями, к которым охотно приезжал на выходные. Чехов был всегда желанным гостем в Петербурге. Но отношение Чехова к Петербургу было более сложным и неоднозначным.Петербург не только радовал, но и утомлял Чехова. Утомлял людьми (в том числе и теми, которых он ценил и которых он любил), праздной жизнью, своим “вечным ничегонеделанием”.
Нельзя не отметить, что причины, по которым Гоголь и Достоевский не взлюбили Петербург, вызывали неудовольствие и у Чехова.
Климат для южанина по происхождению был на редкость отвратительный:
“Не люблю Петербурга, — повторил Чехов. — Холодный, промозглый весь насквозь”.
Да и петербургское общество в каких-то отношениях раздражало Чехова. Зачастую он характеризовал Петербург как город мелочности и фальши, сплетен и слухов, в том числе и о нем самом.
“Если верить всему тому, что теперь говорят обо мне в Петербурге, то я истекаю кровью, сошел с ума, женился на Сибиряковой и взял 20 миллионов приданого”
Петербург многое дал Чехову — работу, славу, признание, друзей. Однако сам Чехов больше предпочитал Москву.
Время пробежало быстро, друзья, поэтому поспешим воспользоваться советом Николая Семёновича Лескова: “Подальше от Невского проспекта!"