В 1522-26 гг. тогдашним хозяином этих мест Юрием Ильиничем были построены четыре башни и стены замка.
Высота башен, имеющих одинаковую форму в виде восьмигранных призм, стоящих на четырехгранных, варьирует в пределах 23-25 метров, высота стен — 10-12 метров, толщина — 3 метра.
Чем было обусловлено достаточно дорогое по тем временам строительство каменного замка, остается неизвестным — эти места считались относительно спокойными и далекими от войн. Поэтому строительство связывают исключительно с соображениями престижа.
Стены и башни выложены трехслойной смешанной кладкой из кирпича и камня, что говорит о хорошей обороноспособности всего строения.
В подтверждение полной боеготовности, в нижней части стен были прорезаны оружейные бойницы. Хозяева замка Ильиничи, сменяясь один за другим, в течение довольно короткого времени, не смогли завершить строительство — их род полностью исчезает в 1568 году. Новые владельцы — Радзивиллы реанимируют проект, внося в облик крепости черты, соответствующие духу времени — здесь ренессанс постепенно вытесняет готику.
Теперь замок предстает в совершенно новом обличье — он окружен земляным валом высотой 9 м, по углам которого располагаются оборонительные бастионы; вал окружает ров, который наполнен водой благодаря запруженному Замковому ручью и речке Миранке.
Юго-западная башня. С 1992 г. здесь открыта музейная экспозиция. Под самой крышей башни видны направленные вниз бойницы.
Общий вид замка с запада и купюра в 50 000 бел. руб. (около 500 р.) с его изображением.
Стена, обращенная к западу, имеет еще одну башню посередине — она и является единственным входом в замок. Эта башня поражает своей живописностью и изяществом. Однако в ее подвале была размещена тюрьма, а на втором этаже размещалась каплица (часовня).
В начале XIX века Мирский замок переходит в руки Витгенштейнов. В 1891 году во владение Мирским замком вступает князь Николай Святополк-Мирский. К тому времени замок пришел в полное запустение и разруху.
Новый владелец взялся за дело с энтузиазмом: был вырублен сад, а на его месте вырыт пруд; за прудом был построен спиртовой завод, недалеко от замка возведен двухэтажный дворец.
В 1939 году, после присоединения западнобелорусских земель к СССР, Мирский замок был национализирован. До 1941 года в нём размещалась производственная артель, а во времена немецко-фашистской оккупации - еврейское гетто и лагерь для военнопленных. После освобождения и до 1956 года он служил жильем.
В 1947 году замок взят под охрану государства. В январе 1987 года замок стал филиалом Государственного художественного музея БССР. В 1988 году ему присвоен статус историко-культурной ценности национального значения. В 2000 году замковый комплекс «Мир» включён в Список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Последние 10 лет в замке ведется активная реставрация. Площадка перед замком теперь больше напоминает московское Царицыно.
Становясь жилой резиденцией Радзивиллов, замок включил в себя предусмотренный еще первоначальным проектом трехэтажный дворец, воздвигнутый архитектором Мартином Заборовским во внутреннем дворе у северной и восточной стен.
Первый этаж и подземелье дворца используются в качестве оружейной и склада с продовольствием.
На втором этаже размещаются лакеи и администрация графства, на третьем — княжеские покои.
После окончания реставрации в замке, кроме музейной экспозиции, будут открыты ресторан (в подвале) и гостиница. Для посещения будут открыты юго-западная и въездная башни.
Со стрелковых галерей второго яруса стен открывается вид на весь внутренний двор.
Сейчас работает экспозиция в юго-западной башне. Услуги экскурсовода стоят около 15 000 бел. руб.
Посетить можно все ярусы башни, начиная с тюремного подвала, куда ведет крутая лестница со ступенчатым сводом.
В подвале представлены в основном строительные элементы замка.
Вот, например, гранитные плиты с надписью Николая Святополк-Мирского о его замке: «Here is my Italy. Here is my sun».
Пометка на кирпиче — след собачьей лапы.
В стенах башни оборудованы печи.
На третьем ярусе представлены муляжи рыцарских доспехов.
Верхний ярус башни.
Отсюда весь Мир как на ладони.
В конце — спуск по очень крутой и узкой лестнице во внутренней стене башни.
Напоследок, один интересный экспонат — средневековый ключ, изображенный на пятидесятитысячной купюре белорусских рублей.