Великие фильмы Леонида Гайдая – безусловный шедевр советского кинематографа. Его комедии часто противоречили официальной установке, были подчёркнуто антисоветскими. Да и самого Гайдая именовали «антисоветчиком» и «капиталистом», настолько его имидж и поведение не вписывались в образ «правильного» советского интеллигента.
Его фильмы даже по меркам либеральных шестидесятых казались слишком свободными и затрагивали слишком щекотливые темы: проститутки, мошенники, международные преступные банды, суровые кавказские обычаи; в его комедиях появляется стриптиз, положительные герои пьянствуют и подозреваются в супружеских изменах, кто-то ворует члена партии, а скромный воспитатель детского сада осваивает блатную «феню» и вживается в мир уголовников, хоть и в качестве сотрудничества с милицией.
Однако поклонников выдающегося комедиографа может смутить тот факт, что многие его фильмы были созданы под очень сильным влиянием западных аналогов. Прямым плагиатом, конечно, их назвать нельзя, но образы, сюжеты, комические ситуации и целые сцены зачастую копировались из известных европейских и американских кинокартин.
Советский зритель о заимствованиях не догадывался: основная масса жителей СССР была жёстко отрезана от мировой культуры и имела весьма смутное понятие о том, чем живёт «большой мир». Выезжать в капиталистические страны имели право лишь выдающиеся деятели советской страны – актёры, режиссёры, государственные и партийные работники, дипломаты. К их числу принадлежал и Леонид Гайдай, неоднократно бывавший за границей и приобщившийся к западному кино. Заграничные достижения киноиндустрии он и вознамерился донести до советского зрителя.
«Песня Мошенника» и «Кавказская пленница»
«Песня мошенника» - американская комедия, выпущенная в 1930 году. Действие в ней происходит на Кавказе в 1910 году. Русский преступник влюбляется в принцессу Веру и хочет её похитить, для чего выбирает себе в сообщники местных жителей – Мурзу-бека и Али-бека. Вся троица путешествует по разным местам, попадает в комические ситуации и поёт песни. Идею и многие моменты этого голливудского фильма Леонид Гайдай передал в своей «Кавказской пленнице». Из «Песни мошенника» он позаимствовал даже образы главных героев.
«Бей первым, Фредди!»
А это прообраз «Бриллиантовой руки», датский фильм 1965 года. Героя – простого продавца игрушек – похищает шпионская банда в тот момент, когда он сходит с корабля: его принимают за тайного агента.
Одного из бандитов зовут Колик – практически тот же Лёлик. Одной из игрушек, которые продаёт главный герой, является выскакивающий из табакерки чёртик, с его помощью он дурит разбойников. Точно такого же чёртика привозит из-за границы и герой «Бриллиантовой руки». Заимствований в этом фильме куда больше, чем в упомянутой выше «Кавказской пленнице».
«Двенадцать стульев»
И этот свой шедевр Гайдай создал, просмотрев прежде одноимённую американскую комедию. Из неё он позаимствовал многие комические сцены – например, эпизод, в котором отец Фёдор ворует колбасу.