Вы можете научиться понимать музыку глубже, будь вы новичок, играющий для развлечения, или опытный профессионал. Это будет как влиять на вас лично, так и сильнее впечатлять ваших слушателей. Можно попробовать три вещи: конкретизировать свои музыкальные интересы, применить метод глубокого запоминания музыки и улучшить свою музыкальность.
Конкретизируйте свои музыкальные интересы
Вникайте в музыку, которая наиболее резонирует с вами. Конечно, есть моменты, когда нам нужно выучить пьесы, которые нас не очень сильно волнуют. Но когда есть выбор, лучше играть только ту музыку, которая трогает наше сердце.
Чтобы найти такие пьесы, вспомните свой значимый опыт прослушивания или исполнения. Это связано с музыкой, которую вы можете повторить и взрастить. Слушайте или играйте эту пьесу или композитора. Впитайте посыл и замысел произведения. Затем попробуйте написать свою собственную пьесу, основанную на тех же идеях.
Кроме того, постарайтесь погрузиться в другие формы искусства, которые имеют схожие чувства или концепции. Найдите фильм или живопись, которые имеют схожее настроение с пьесой, которую вы играли и слушали. Будьте верны себе и настойчивы в своих интересах. Одна любимая пьеса должна привести к другой, и вы обнаружите, что ваши чувства переносятся на новые пьесы, композиторов или жанры, которыми вы ранее не интересовались. В результате ваш общий музыкальный опыт будет обогащён.
Глубокое запоминание
Разучите свои произведения на более глубоком уровне. Это позволит вам сильнее ощутить эмоции музыки. Один из способов запомнить пьесу называется "ассоциативной цепью". Вы запоминаете первую часть и переход ко второй. Затем из этой второй части вы запоминаете переход в следующую и так далее. Проблема этого метода заключается в том, что если возникнет пробел посреди части, вам нужно повторить предыдущую часть или начать с самого начала. Полезно использовать дополнительные стратегии, которые будут извлекать больше информации из музыки для использования в качестве ссылок.
Разделив пьесу на части, определите, чего вы пытаетесь достичь в каждой из них. Распишите в своих нотах подробные замечания, такие как предполагаемое ощущение, динамика, артикуляция, фразировка, анализ аккордов и так далее. Чем больше деталей вы учтёте, тем больше у вас будет ссылок, которые делают привязки к каждой части. Другое преимущество этого метода заключается в том, что ваше исполнение будет наполнено богатыми деталями, вы будете лучше играть музыку в целом. Но первый шаг — записать эти данные. Если вы не можете выразить словами то, чего пытаетесь достичь, вы имеете весьма смутное представление о том, что, по вашему мнению, вам нужно.
Например, вы можете проанализировать форму пьесы и соответствующим образом пометить части как ABBCCDDA и тому подобное. Пишите заметки таким способом, который имеет смысл для вас, и чтобы точно описать, к чему вы стремитесь в исполнении.
Теперь, когда у вас есть чёткие части, определённые и наполненные богатыми деталями, сыграйте эти разделы в штатном порядке, сначала глядя в ноты. Затем сыграйте снова, уже не глядя в ноты, но сохраняя при этом размеченные нюансы исполнения. Затем снова посмотрите в ноты, и на этот раз сыграйте части в произвольном порядке. Опять же, помните о своих заметках. В качестве последней задачи, сыграйте разделы в произвольном порядке, не глядя в ноты. Хотя это сложно, таким способом вы развиваете одинаково прочную связь с каждой частью.
Улучшайте свою музыкальность
Как можно оттачивать свои эмоции, чтобы брать от музыки как можно больше? Первым шагом является прослушивание и отработка любимой пьесы. После этого начального шага и фокусировании на каждой части, как бороться с техническими трудностями и тревожными мыслями об исполнении?
Когда вы отрабатываете технику, помните, что вы не будете играть точно так же, как композитор или другие исполнители. Каждый игрок будет черпать из своего уникального опыта и индивидуальности, чтобы сформировать свою интерпретацию пьесы. Во всяком случае, для вас и ваших слушателей более ценно, если вы имеете свой собственный голос, а не копируете чужие. Итак, когда вы отрабатываете технику, пусть ваши чувства выражаются в вашем исполнении.
Когда вы честно выражаете свои чувства, вы обязательно этим заинтересуете слушателя, даже в технически трудных местах. Люди будут недолго реагировать на технику как таковую, но самое стойкое влияние на аудиторию будет, когда вы испытываете то, что действительно резонирует с вами, и передаёте этот опыт аудитории.
Что, если во время исполнения ваш ум блуждает от чувств музыки к негативным мыслям? Такие мысли могут включать в себя опасения о недостаточности подготовки, чрезмерное внимание к технике, общие мысли о себе или беспокойство относительно одобрения аудитории.
Что вам нужно сделать, так это напомнить себе о том, что именно вы делаете. Подумайте, что вы можете слушать, наслаждаться и исполнять пьесы, которые глубоко вас трогают. Кроме того, подумайте, как вам повезло, что ваша роль заключается в том, чтобы интерпретировать эту красоту, затрагивая ею других. Подумайте о музыке в качестве подарка, который должен быть общим. Вы наслаждаетесь и доставляете этот прекрасный подарок. Вы должны быть влюблены в красоту этого поступка перед зрителем. Оценивая положительное влияние музыки на вас и ваших слушателей, вы можете осознать, насколько незначительны ваши страхи и беспокойство. Исполнительская работа в конечном счёте связана с созиданием, а не с разрушением, с верой в красоту, а не с сомнениями в собственных способностях. Такая картина даёт вам более вескую причину для исполнения музыки, чем просто для себя. Исполнение становится основанием для реальных изменений, которые происходят сначала в вас самих, а затем и неизбежно в ваших слушателях.
Поддерживая такой образ мышления на сцене, вы позволяете себе сосредоточиться на эмоциях и ощущениях музыки. И когда вы это сделаете, вы откроете себя, чтобы получить ту красоту, которую может предложить музыка. Как сказал Андрес Сеговия, "поэзия музыки должна звучать в вашем сердце".
По материалам статьи 3 Ways to Experience Music on a Deeper Level and Become a More Focused Player