Найти тему
К Исламу

О вхождении джинов в тело человека

Оглавление

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху — Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Могут ли джины входить в тела людей, и может ли это стать причиной помешательства вполне здорового и умственно полноценного человека? Как Шариат Всевышнего отвечает на этот вопрос?

Подобные вопросы в последнее время поднимаются все чаще и чаще, а причиной этого стало то, что некоторые современники из числа причисляющих себя к знанию отрицают такое явление, как вхождение джинов в тела людей и их поражение, называя это умственным расстройством и т.п.

На самом деле ахлю-Сунна уаль-джама’а убеждены в том, что джины могут входить в тела людей и сводить их с ума, и в этом вопросе они единогласны. А отрицали это только различные философы, которые считали, что подобное не соответствует здравому смыслу. Первыми отрицать начали данный факт сторонники му’тазилитского течения. Имам ас-Суюты сказал: «Отрицала группа из числа му’тазилитов вхождение джина в тело человека». См. «Люкъат аль-марджан» 134.

А чтобы понять позицию ахлю-Сунна в данном вопросе, хотелось бы привести их доводы:

Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, те, которые пожирают ростовщичество, восстанут, как восстает тот, кого шайтан поверг своим прикосновением» Сура «аль-Бакара», аят 275.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил в отношении этого аята: «Занимавшийся ростовщичеством будет воскрешен в Судный день как пораженный джином». Ибн Аби Хатим 2/544, Ибн аль-Мунзитр 1/26.

Имам Ибн Джузий аль-Кальби сказал: «Все толкователи Корана единогласны, что смысл аята в том, что подобные люди воскреснут как пораженные джинами». См. «ат-Тасхиль» 1/94.

Имам аль-Къуртуби сказал: «В этом аяте доказательство на несостоятельность заявления тех, кто отрицает поражение со стороны джинов, говоря, что это следствие естественных окружающих вещей». См. «Тафсир аль-Къуртуби» 4/391.

Со слов Сафийи, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, шайтан перемещается в сынах Адама с кровью!» аль-Бухари 2035, Муслим 2175.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Этим хадисом опровергают тех, кто отрицает вхождение шайтана в тело человека, как это отрицают му’тазилиты». См. «аль-Фатауа аль-хадисия» 72.

Для пользы можно привести слова ‘Аднана аш-Шарифа — доктора-мусульманина, преподавателя на медицинском факультете в Медине, который сказал об этом хадисе: «Все болезни, которые являются следствием поражения шайтана, будь это болезни связанные с разумом, душой или телом, разъясняет нам этот благой хадис. Ведь кровь попадает в каждую клетку тела, а значит, нам не сложно понять то, каким образом шайтан наносит вред тому или иному органу, который становится причиной болезни человека». См. «аль-‘Алякъа байна аль-джинн уаль-инс» 224.

Со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Когда кто-либо из вас будет зевать, то пусть прикроет рот рукой, ибо шайтан входит!» Муслим 2995.

‘Ата бин Абу Рабах рассказывал: «Однажды Ибн ‘Аббас сказал мне: «Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?» Я сказал: «Конечно». Он сказал: «Эта черная женщина однажды пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: „У меня бывают приступы безумства, и из-за этого я обнажаюсь (когда лишаюсь рассудка), обратись же к Аллаху с мольбой за меня“. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: „Если хочешь, терпи, и тогда тебя уготован Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя“. Она сказала: „Я буду терпеть“, — а потом добавила: „Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась“, — и он обратился к Аллаху с такой мольбой за нее». аль-Бухари 5652, Муслим 2576.

В другой версии этого хадиса сообщается, что причиной припадков этой женщины, которую звали Умм Зуфар, было поражение от шайтана, поскольку она сказала: «Я опасаюсь того, что скверный (шайтан) сделает так, что я обнажусь». аль-Баззар в «аль-Бахр аз-захар» 11/281.

Поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал: «Исходя из всех версий этого хадиса, следует, что припадки, которые были у Умм Зуфар — были следствием поражения джина, а не следствием какой-либо болезни». См. «Фатхуль-Бари» 10/143.

Также хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и имам Ибн аль-Асир в своих книгах о жизнеописании сподвижников говорили в биографии Умм Зуфар, что причиной ее болезни было поражение джином. См. «аль-Исти’аб» 4/453, «Асад аль-гъаба» 6/333.

Ка’б ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что из числа мольб Пророка, мир ему и благословение Аллаха, было: «О Аллах, я прибегаю к твоей защите ...от прикосновения шайтана перед смертью». Ахмад 3/427, Абу Дауд 1552-1553, ан-Насаи 5531. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Сахих аль-джами’» 1282, «Джами’ аль-усуль» 4/361.

Имам аль-Мунауи сказал в отношении значения этой мольбы: «Смысл слов в том, чтобы шайтан не поразил меня и не играл со мной, испортив мою религию или мой разум». См. «Файдуль-Къадир» 2/148.

‘Усман ибн Абу-ль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды я пожаловался посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на то, что забываю Коран, и он, стукнув меня в грудь, сказал: „О шайтан, выходи из груди ‘Усмана!“, и сделал это трижды. После этого я никогда не забывал то, что хотел выучить». Ибн Маджах 3548, аль-Байхакъи в «ан-Нубууа» 5/308. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. «аз-Зауаид» 4/46, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2918.

Шейх аль-Альбани сказал: «В этом хадисе ясное указание на то, что шайтан может войти в тело человека, даже если он праведный верующий». См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/1002.

Я’ля ибн Мурра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что во время одного из походов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к нему пришла женщина с больным ребенком, жалуясь на то, что шайтан овладел им и причиняет ему страдания уже семь лет. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, взял его и, поплевав ему трижды в рот, сказал: «Выходи враг Аллаха, я посланник Аллаха!», повторив свои слова трижды. После этого ребенок вырвал черную вещь, подобную маленькой собаке. Через какое-то время эта женщина вернулась к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, с двумя баранами, и сказала: «Клянусь Тем, кто оказал тебе почет, мы не замечали за ним ничего, с тех пор, как покинули тебя!» Ахмад 4/170, аль-Хаким 2/617, ад-Дарими 1/10. Хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим, а имам аль-Бикъа’и назвал хадис достоверным. См. «Назм ад-дурар» 4/113, «аль-Бидая уа-ннихая» 6/159, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/875.

Умм Абан рассказывала со слов своего отца, что однажды их дед пришел к Пророку со своим сыном (или сыном его сестры), который был пораженным и попросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обратиться к Аллаху с мольбой за него. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стал постукивать его по спине и говорить: «Выходи враг Аллаха, выходи враг Аллаха!» После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, посадил его перед собой, велел принести воды, обтер ею его лицо и стал обращаться за него с мольбой. ат-Табарани в «аль-Кабир» 5176. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз аль-Мунзири и Ибн Хаджар назвали иснад хадиса хорошим, а хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса надежные. См. «Мухтасар ас-Сунан» 8/86, «Фатхуль-Бари» 11/57, «Маджма’у-ззауаид» 9/390.

Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, однажды сказала: «Когда сподвижникам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, читали Коран так, как он был ниспослан, их глаза наполнялись слезами, и тело охватывала дрожь!» Ей сказали: «А в наше время есть такие люди, которым когда читают Коран, они падают в обморок (по причине поражения)». На что Асма сказала: «Прибегаю к Аллаху за защитой от шайтана». Са’ид ибн Мансур в «ат-Тафсир» 95, Абу ‘Убайд в «Фадаиль аль-Къуран» 214, аль-Байхакъи в «аш-Шу’аб» 1900. Иснад достоверный.

‘Абдуллах — сын имама Ахмада сказал: «Однажды я спросил отца: „Некоторые люди говорят, что джин не входит в тело человека“, на что он ответил: „О сынок, они лгут! Он даже разговаривает языком человека!“» См. «Табакъат аль-ханабиля» 1/233, «Акам аль-марджан» 134.

Имам Абу-ль-Хасан аль-Аш’ари сказал: «Вполне возможно разумом вхождение джина в тело человека, ведь джины имеют прозрачные тела. И нет ничего невозможного в том, что они могут проникнуть в человека, как, скажем, проникает в его желудок вода и пища, которые плотнее составом, чем тело джина». См. «Макъалят аль-ислямиин» 2/108.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «На существование джинов указывают Коран и Сунна посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и это признают саляфы и имамы нашей общины. И таким же образом имамы Сунны признают вхождение джина в тело человека». См. «Маджму’уль-фатауа» 25/246.

Также шейхуль-Ислам сказал: «Никто из числа имамов мусульман не отрицал вхождение джинов в тело человека! А тот, кто отрицает это и заявляет, что Шариат подобное отвергает, тот сам возвел ложь на Шариат!» См. «Маджму’уль-фатауа» 24/277.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Есть ли доказательство на то, что джины могут входить в тело человека?»

Шейх ответил: «Да, на это есть доказательства из Корана и Сунны. Что касается Корана, то Аллах говорит: «Воистину, те, которые пожирают ростовщичество, восстанут, как восстает тот, кого шайтан поверг своим прикосновением» Сура «аль-Бакара», аят 275. Также на это есть указания из Сунны: «Поистине, шайтан передвигает в сынах Адама с кровью». Имам аль-Аш’ари в «Макъалят ахлю-Сунна уаль-джама’а» сказал: «Приверженцы Сунны говорят: „Поистине, джин входит в тело человека“, и привел в доказательство вышеприведенный аят. Также в хадисе от имама Ахмада и аль-Байхакъи сообщается, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, привели пораженного ребенка, и он сказал: „Выходи враг Аллаха, я посланник Аллаха!“ Таким образом, тебе видно, что на вхождение джинов в тело человека указывают Коран и Сунна. И это мнение имамов Сунны, и на это указывает также действительность. Но вместе с тем, мы не отрицаем того, что человек может потерять рассудок и по другой причине». См. «Фатауа Ибн ‘Усаймин» 1/114.

Таким образом, упомянутые доводы Корана и Сунны, а также слова имамов ахлю-Сунна указывают на то, что джины могут входить в тела людей и наносить им вред. И нет в этом вопросе разногласия среди ахлю-Сунна, кроме того, что говорили му’тазилиты, а также некоторые современники, как доктор Тантауи и Мухаммад аль-Гъазали.

А имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: «Признание вхождения джина в тело человека — это мазхаб ахлю-Сунна уаль-джама’а!» См. «аль-Фатауа аль-хадисия» 72.

Некоторые пользы

О великом достоинстве проявления терпения при поражении

В приведенном ранее хадисе от Ибн ‘Аббаса о пораженной женщине, которая пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, с просьбой обратиться к Аллаху с мольбой за нее сказано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ей ответил: «Если хочешь, терпи, и тогда тебя уготован Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». аль-Бухари 5652, Муслим 2576.

Хафиз Ибн Хаджар в отношении этого хадиса сказал: «В этом хадисе указание на достоинство поражения, и что терпение трудностей мира этого влекут награду Рая. И в нем указание на то, что выбрать сложное лучше, чем облегчение для того, кто знает о себе способность это выдержать и устоять перед этой трудностью. Также в этом хадисе доказательство на дозволенность оставления лечения. Также в нем указание на то, что лечение любой болезни с помощью мольбы (ду’а) и поиска убежища у Аллаха лучше и полезнее, чем лечение с помощью лекарств и зелий». См. «Фатхуль-Бари» 10/143.

О том, что джин может поразить даже праведника

В упомянутых ранее хадисах говорилось, что джины поражали сподвижника ‘Усмана ибн Абу-ль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, а также ребенка, и это указывает на то, что джины могут поразить даже праведных людей и безгрешных детей, а не только неверных или нечестивцев из числа мусульман. Поэтому шейх аль-Альбани в отношении хадиса ‘Усмана ибн Абу-ль-‘Аса сказал: «В этом хадисе ясное указание на то, что шайтан может войти в тело человека, даже если он праведный верующий». См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/1002.

Следует отметить, что в некоторых кругах бытует ошибочное мнение, что поражение джинами — это наказание от Аллаха за совершение человеком каких-либо великих грехов. Увидев мусульманина, постигшего такое испытание, они говорят за его спиной: «Интересно, какой тяжкий грех он совершил?» Если джин входил даже в сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), из которых самый низкий по положению был лучше самого достойного не из числа сподвижников, то что можно сказать о других людях?! Нет никаких указаний на то, что человек, которого поразил джин, являлся великогрешником и т.п.! Это является испытанием от Аллаха, и оно может постичь как праведника, так и нечестивца или неверного.

О битье пораженного при лечении

В приведенных ранее хадисах упоминалось о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ударял тех, кого лечил. Как шла речь в хадисе ‘Усмана ибн Абу-ль-‘Аса, что он стукнул его в грудь, или постучал по спине ребенка. Отсюда возникает вопрос: «Значит правильно поступают те мусульмане, которые избивают пораженных при лечении?»

Ученые разошлись в вопросе битья пораженного джинами при лечении. Например, шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Может быть так, что лечение пораженного будет нуждаться в его битье, и следует бить много. И это битье причиняет боль джину, а не пораженному, поскольку придя в себя, пораженный говорит о том, что ничего не чувствовал». См. «Маджму’уль-фатауа» 19/60.

Имам Ибн Муфлих говорил: «Шейх наш (Ибн Таймия) когда лечил пораженного, начинал увещевать поразившего, повелевать и запрещать ему. Если джин прекращал и выходил из пораженного, то он брал с него обещание, что тот не вернется больше. Если же джин не соглашался ни на что, то он начинал его бить до тех пор, пока он не выходил». См. «аль-Фуру’» 1/607.

Также о том, что шейхуль-Ислам бил пораженных рассказывал шейх Ибн аль-Къайим в своей книге «Медицина Пророка, мир ему и благословение Аллаха» стр. 193.

Во-первых, следует отметить, что поступки ученых не являются доводом в религии Аллаха! И если в некоторых хадисах передается о постукивании Пророком, мир ему и благословение Аллаха, пораженного, то это не означает, что его можно избивать до синяков и серьезных увечий, как это делают многие изгоняющие шайтанов в наше время!

Во-вторых, шейхуль-Ислам говорит в своих трудах во многих местах о том, что при битье не остается следа на больных и сами они не чувствуют боли. Однако мы видим обратное, что пораженные после битья имеют следы побоев и чувствуют сильную боль.

В-третьих, может быть и так, что у такого великого имама как шейхуль-ислам этот метод был эффективным, так как он изгонял джинов битьем таким образом, что не оставалось следов и не было больно больному, тогда как другому человеку этого может быть не дано! Для примера можно привести историю с имамом Ахмадом, к которому однажды гонец сообщил о пораженной рабыне халифа. Имам Ахмад дал гонцу деревянный сандаль и сказал: «Возвращайся к дому халифы, сядь у головы рабыни и скажи джину: „Ахмад спрашивает тебя: „Что ты выбираешь — выходишь из нее или получаешь семьдесят ударов этой сандалью?!““ Когда тот человек сделал то, что ему сказал Ахмад, джин ответил языком рабыни: „Слушаюсь и повинуюсь! Если бы Ахмад нам велел не пребывать в Ираке, то мы не были в нем! Тому, кто повинуется Аллаху — повинуются все!“ Затем он покинул эту рабыню, которая впоследствии родила детей. Когда же имам Ахмад умер, он вернулся к ней. Тогда халиф послал к другу его Абу Бакру аль-Маррузи. Когда же Абу Бакр сделал то, что делал Ахмад, джин ответил: „Я не выйду из нее и не буду тебе повиноваться! Ахмад повиновался Аллаху, и поэтому нам было велено повиноваться ему!“» См. «Табакъат аль-ханабиля» 1/233, «Акамуль-марджан фи ахкам аль-джанн» 152.

И если этот метод устрашения битьем имама Абу Бакра не испугал джина, то что сказать о том, кто ниже Абу Бакра аль-Маррузи?! Из этой истории нам становится ясно, что не все изгоняющие подобны имаму Ахмаду и шейхуль-Исламу Ибн Таймии, чтобы использовать метод битья как установленный шариатский метод в лечении пораженных!

Спросили шейха Ибн База: «Можно ли тому, кто лечит больного с помощью Корана бить, душить или говорить с джином?»

Шейх ответил: «Подобное делали некоторые предшествовавшие ученые, как шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. Он говорил с джинами, душил, бил их пока они не выходили. Что же касается излишества в этих вещах, о чем мы слышим относительно некоторых чтецов, то нет этому основания!» См. «Фатауа Ибн Баз» 28/278.

Также шейх Ибн Баз сказал, отвечая на такой же вопрос: «Подобное делают некоторые люди, что необходимо оставлять, поскольку это может принести большой вред! Да, передается от некоторых имамов то, что они били, однако подобное нуждается в рассмотрении, поскольку битье или удушье может привести к смерти больного! То, что является узаконенным — это именно чтение Корана, чтение благих мольб, и это то, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. И мы не знаем от них то, чтобы они били, а поступки некоторых имамов не является доводом!» См. «Маджалля аль-Бухус» № 1543.

Шейх аль-Альбани сказал: «С другой стороны, я сильнейшим образом порицаю тех, кто впадает в другую крайность относительно этой ‘акъиды (о вхождении джина в тело человека), которые используют вызов джина и общение с ним в качестве профессии при лечении пораженных! В этом они переходят границы средства, как чтение Корана тем, на что Аллах не дал довода. Например, сильное избиение больного, которое иногда влечет смерть, как это имело место у нас в Иордании, а также в Египте. Раньше, те, кто занимались исцелением пораженных, были единицы праведных людей, а сейчас их сотни, среди которых можно встретить даже полуобнаженных женщин! ...И кто прибегает за помощью к шайтанам для снятия колдовства, как они заявляют, или для выяснения пола джина: мужчина он или женщина, мусульманин или кафир. И начинают верить ему спрашивающие его и присутствующие рядом, то их всех охватило предостережение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказавшего: „Кто пришел к предсказателю и поверил ему, тот проявил неверие в то, что ниспослано Мухаммаду!“ Поэтому необходимым является быть осторожным! Я знаю, что многие из тех, кто занимается изгнанием, несведущи в этих вопросах, а поэтому я делаю им наставление продолжать их специальность, но не говорить джинам свыше того, кто говорил им Пророк, мир ему и благословение Аллаха: „Выходи враг Аллаха!“» См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 6/1009-1010.

Шейх ‘Абдуллах ибн Ахмад ат-Тайяр сказал: «Является обязательным предостерегать от положения битья больного, поскольку это опасный вопрос, особенно когда за это берется тот, кто не знает о положении битья. Может он начнет бить больного считая, что в нем джин, а в нем нет джина, и эти удары будут по человеку, которые могут обернуться для него вредом! Или станет бить больного по опасным местам и совершать подобные опасные вещи. Некоторые чтецы, да наставит их Аллах на прямой путь, впали в чрезмерность в вопросе битья, что даже начали использовать удар электричеством. Итог таков, что вопрос битья нуждается в исследовании и знании, знать когда бить, куда бить и как именно бить, и вообще есть ли нужда бить?» См. «ар-Рукъя аш-шар’ия уа джахалят ба’д аль-му’алиджин» 40.

И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!

Источник: К Исламу