Список без «Карточного домика» и «Плутовства». Посвящается Олегу Дерипаске.
Гуща событий (The Thick of It) / Вице-президент (Veep)
Моментально ставшие классическими сериалы магистра британской комедии Армандо Иануччи, который недавно неожиданно стал частью российского политического процесса с фильмом «Смерть Сталина». Укоренённый в традиции английского абсурдистского ситкома (имеет смысл посмотреть его раннюю работу «Я — Алан Партридж»), Иануччи тем не менее создаёт почти документальную картину кулуарной борьбы по обе стороны Атлантики.
В петле (In the Loop)
Полнометражная постановка Иануччи основана на «Гуще событий» — но просмотр сериала перед фильмом не обязателен. В отличие от «Хвост виляет собакой», в этом фильме показана сложная, многофигурная интрига, приводящая к началу настоящей войны. Если уж смеяться над коварными западными политиканами, то так.
На грани (The Brink)
Этот сериал я подсмотрел на фейсбуке у одного русского патриота, который советовал его другому русскому патриоту как произведение о глупости и разрушительности американской политики (в данном случае двойные стандары вот-вот приведут к ядерной войне Пакистана с Израилем). Чего ещё ждать от сериала с Джеком Блэком! Однако «На грани» ещё и о том, что другие страны ведут себя на международной арене ещё глупее и разрушительнее.
Нет (No)
Может быть, самый вдохновляющий политический фильм, основанный на событиях 1988 года в Чили, когда жители страны на демократическом референдуме проголосовали против продолжения правления Аугусто Пиночета. В центре повествования — рекламщик, нанятый оппозицией и предложивший вместо обличения правящей верхушки «продать» чилийцам привлекательный образ будущего.
Карлос (Carlos)
Мини-сериал Оливье Ассаяса основан на документальном материале — биографии Ильича Рамиреса Санчеса, политического террориста-наёмника. Эффектный триллер демонстрирует бессмысленность вооружённой политической борьбы: из пламенного борца за свободу главный герой постепенно превращается в безвольную разменную карту в чужой игре.
Потерянная честь Катарины Блюм (Die Verlorene Ehre der Katharina Blum)
Ещё немного Европы 1970-х: левые террористы ужасны (в данном случае — немецкая «Фракция Красной Армии»), но их оппоненты — тоже довольно отвратительны. Фильм повествует о разрушительности жёлтой журналистики и вреде создаваемых ими моральных паник.
Битва за Алжир (La Battaglia di Algeri)
Полудокументальное воспроизведение борьбы алжирских подпольщиков за независимость от Франции: с одной стороны — теракты и перестрелки, с другой — пытки и казни; причём у обеих сторон конфликта есть свой резон, но симпатизировать их борьбе трудно.
Парк наказаний (Punishment Park)
The Purge за 40 лет до The Purge — и с мощным политическим подтекстом. Фильм мокьюментари-классика Питера Уоткинса рассказывает о том, как американские власти организовывают свой маленький ГУЛАГ, в котором неблагонадёжные граждане (хиппи, студенты, феминистки и прочие леваки) должны пересечь опасный участок пустыни и не попасться преследующим их полицейским. Один из самых мрачных фильмов, что я когда-либо видел.
Да, господин министр (Yes Minister)
В порядке comic relief — классика британского ситкома, снятая в эпоху Маргарет Тэтчер. Более деликатная версия «Гущи событий» — на случай, если напор и цинизм Иануччи для вас избыточны.
Дежурный преемник (Designated Survivor)
Иногда этот сериал берёт излишне слащаво-патриотические ноты, да и второй его сезон, кажется, не слишком увлекательный. Но какова завязка: во время обращения президента США к конгрессу происходит теракт, в котором погибает практически всё руководство страны, и реализуется схема дежурного преемника: президентом страны становится малозначимый министр, находившийся на грани увольнения. Designated Survivor под микроскопом рассматривает устройство американской системы власти — и в этом смысле годится почти в качестве учебного пособия.
Ухо (Ucho)
Экскурс в гнетущую атмосферу авторитарного режима — чудом снятый в Чехословакии 1970 года (и, конечно, положенный на полку) фильм о попавшей в опалу супружеской паре из коммунистической элиты.
Случай (Przypadek)
Фильм Кшиштофа Кеслёвского, на первый взгляд не имеющий отношения к чистой политике: в нём показаны три альтернативных варианта судьбы молодого человека — в зависимости от того, успевает ли он запрыгнуть на подножку уходящего поезда. Однако в каждой из трёх судеб важную роль играет политическая позиция, которую занимает главный герой. Отличный аргумент в споре с теми, кто считает, что от политики можно «абстрагироваться» — и она якобы никак не будет влиять на повседневность.
Дзета (Z)
Классика политического кино от французского грека Коста-Гавраса: почти буквальное воспроизведение событий в Греции в середине 1960-х, когда к власти пришёл режим «чёрных полковников».