Во все времена людей пугала невозможность заглянуть за завесу смерти. Некоторые культуры верили в бесконечный цикл перерождений, а некоторые - в вечную жизнь. Но были и те, кто относился к смерти практично и разумно, начиная заранее готовиться к ее приходу.
Древние египтяне принадлежали к последней категории. Несмотря на все ритуалы и заклинания, связанные с культом мертвых, они никогда не забывали о том, чтобы снабдить усопшего всем необходимым для загробного существования. Египтяне верили, что жизнь не только продолжается после смерти, но и в точности повторяет ту, которую покойный вел на земле. Поэтому родственники должны были позаботиться о том, чтобы он ни в чем не нуждался.
Согласно их представлениям, жизненная энергия «ка» возвращалась телу после смерти, чтобы человек мог продолжать исполнять привычную для него роль в другом мире. Если же родственники пренебрегали своими обязанностями, то покойники могли вернуться «с ветром» и жестоко отмстить семье за свою неустроенную посмертную жизнь. Чтобы этого не случилось, египтяне помещали в захоронения все, что могло пригодиться усопшему. Это была еда, личные вещи, инструменты, оружие, а также предметы роскоши. Кроме того, среди приношений покойному, обязательно была знаменитая «Книга мертвых». Она представляла собой сборник из двухсот заклинаний, призванных защитить душу от всех опасностей, которые она встретит на своем пути.
Египтяне, в отличие от христиан, были уверены в том, что человек после смерти сохраняет свое социальное положение, то есть раб не мог сделаться в другом мире царем, как и царь рабом. Эти воззрения отличаются от их общей тяги к перевоплощениям.
Всем известны египетские зооморфные божества, сочетающие в своем облике черты зверя и человека. Их текучесть и хаотичность сказывалась и на функциях, которые они выполняли. В пример можно привести Осириса, отвечавшего за два противоположные сферы мироустройства: он помогал взойти посеянным зернам и судил души умерших. Причина такого единства противоположностей заключалась в осознании египтянами нехитрой последовательности: за жизнью следует смерть, а за ней опять жизнь. Кроме того, реальный и загробный миры находились в разных концах света. Страна живых раскинулась на востоке, а солнце мертвых всходило на западе. В соответствии с этими представлениями, Луксор, располагавшийся на восточном берегу Нила, был городом смертных и их богов, в то время как построенные на западном берегу Фивы олицетворяли собой страну мертвых, откуда фараонов провожали в последний путь.
Таким образом, древние египтяне жили и умирали в полной уверенности, что за чертой их ждет та же привычная жизнь. Они заботились лишь о праведности своей души, чтобы на посмертном суде их сердца не были тяжелее пера Маат.
Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.
А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.
Смотрите также:
1. Даосизм и христианство: точки соприкосновения
2. В чем сущность и смысл истории?