Найти в Дзене
Психологион

Психожник без сапог

Цитата из интернета:

«Складывается впечатление, что 99% психологов представляют свою работу так: два кресла… в одном — «я» психолога, в другом — «оно» клиента… Это связано с необходимостью профессиональной монетизации и такая картинка в этом смысле объяснима. Редкий зверь — психолог, который в книжках про истории успеха воскрешенных им к жизни пациентов хотя бы мельком упомянет — что он делает со своими навыками в собственной рутинной повседневности. Как он улучшил себя или — как помогает далеким и близким, НЕ УСАЖИВАЯ ИХ В КРЕСЛА, незаметно для них самих, не доминируя профессионально. Возможно, об этом молчат из скромности. Но только это (исключительно с моей точки зрения) и есть — полигон для проверки на эффективность теорий, методов, собственного мастерства и смысла изучения психологии в принципе. Есть идея, что теория «сапожника без сапог» не работает… Или — работает? Кто-то обременяет себя анонимной, бесславной и бесплатной практикой вне кабинета?»

Вот что я по этому поводу думаю.

Для меня психология началась как раз с решения своих личных задач. Когда я начал копаться в психологических техниках, я и не думал о том, что вообще стану психологом. Даже мысли такой не мелькало. Я просто хотел быть счастливым. И хотел чувствовать себя уверенно. А еще мне было жутко интересно, а на что я вообще способен и каким я могу быть в принципе. Первые мои опыты, которые можно назвать «опытами в разрезе прикладной психологии», заключались как раз в том, что я «обезьянничал». Я примерял на себя разные лица (буквально), разные походки, черты характера и манеру говорить. Я смотрел на людей вокруг, я смотрел за героями фильмов и телепередач и отмечал фишки, которые можно использовать в жизни. И тут же использовал их, проверяя на практике.

С одной стороны, эта работа была во многом хаотичной. «Перебежками от куста к кусту». Если бы со мной рядом был опытный психолог, я бы, возможно, потратил на все эти опыты гораздо меньше времени и сил. С другой стороны, я рад тому, что рядом не было психолога. Потому что именно через самостоятельное «хождение по граблям» я обрел стойкое внутреннее ощущение, что всё в своей жизни я могу изменить и сделать сам. А окружающие мудрые люди и прочие специалисты — они лишь помощь в моей самостоятельной работе, но никак не главное её условие.

Работая и экспериментируя над собой, я буквально пропускал все найденные мною методики «через себя». Иногда с последствиями для здоровья, да. Были у меня и аллергические приступы, и несварения с «психосоматическими отравлениями», и сильнейшие простуды вкупе с прочими «радостями» на фоне сильного нервного истощения. Вот чем аукается «остервенелая работа над собой». Но мне было надо. Очень надо. Моя прежняя картина мира, напоровшись на сильные сомнения, треснула по швам, и нужно было срочно её штопать заново. Ибо ощущение «едущей куда-то крыши», да еще и в подростковом возрасте — это то еще удовольствие.

Пропуская все методики и техники через себя, я познавал разные грани восприятия. О, оказывается можно спокойно реагировать на то, на что раньше дергался как ужаленный! О, а еще можно чувствовать себя стабильно и уверенно даже тогда, когда все родные против и ругают почем зря! О, а еще, оказывается, можно несколькими простыми изменениями в собственном поведении изменить мнение и реакции окружающих на 180 градусов, причём можно изменить мнение даже тех, кто знает меня уже не первый год! В общем, открытие за открытием. И после таких инсайтов очень сложно говорить кому-то (и себе в первую очередь), что что-то в нашей жизни нельзя изменить. Чувство «всё в моих руках» пропитало сознание насквозь, и, перефразируя Морфеуса из «Матрицы», я очень хорошо понял, «насколько глубока кроличья нора». Но меня это уже не пугало. Наоборот, веселило и манило! Это же сколько еще можно всякого наворотить?!

Разумеется, поскольку я все методики использовал прежде всего для себя и своей жизни, произошли приятные изменения:

1. Я простроил себя от основания до макушки, и каждый элемент моей личности (за исключением лишь некоторых мелочей) отвечал на вопрос «Зачем?» и был подчинен именно мне. Благодаря этому степень управления собой поднялась у меня на недосягаемую для многих моих друзей и знакомых высоту. И они всё чаще удивлялись: «И как ты можешь быть спокоен в такой ситуации?!».

2. Отношения что с родителями, что с друзьями стали более чем управляемы. Так, мы наладили отношения с мамой, и она довольно быстро стала воспринимать меня как равноправного взрослого партнера и союзника, к которому не грех и обратиться время от времени за советом.

3. Я стал уверенно продвигаться в «социальных проектах»: устроился на работу туда, куда хотел, наладил деловые отношения, зарекомендовал себя как уважаемый человек. И что особенно было мне приятно, это то, что я зачастую поступал как гораздо более зрелый человек, чем многие мои «взрослые» коллеги.

4. Разобравшись в себе, я стал лучше управлять личными отношениями. Мы познакомились с моей первой супругой, с которой прожили потом вместе добрых 10 лет. Да, некоторые свои ошибки в плане строительства семейных отношений я обнаружил именно во время этой первой семейной жизни, но как же я рад этому опыту и этому эксперименту. Ни минуты не жалею. Наверное, начав жизнь сначала, я бы предпочел это повторить, потому что впечатления незабываемые. И очень приятные. А творческие трудности, как понятно из пунктов выше, я научился проживать и «пережёвывать» на предыдущих этапах, так что проблем с этим не было.

А что же сейчас? — Сейчас всё хорошо. Я всё так же счастлив. Я всё так же использую все свои ценные и полезные фишки прежде всего на себе и своей жизни. И другим людям рекомендую только то, в полезности чего я убедился на собственном опыте. А если не опробовал — то так и говорю: а хрен его знает, этого не пробовал, так что думайте сами.

Если говорить про самое мое главное «достижение» в плане психологии, то это, пожалуй, наибольшая степень доверия самому себе. Я вернулся к себе. Зацентрировался на себе. И, что для меня ни сколько не удивительно, окружающим меня людям это тоже пришлось по душе. Потому что и им рядом со мной стало ещё теплее и надежнее.

Должен ли психолог, помогающий другим людям, сделать из своей жизни «демонстрацию» того, что он умеет? — Я считаю, что да. Более того, у психолога-практика это получится естественно, без какой-либо специальной задумки. Просто этот психолог будет по ходу жизни применять хорошие методики, и результат этого применения будет налицо. Даже если не ставить себе цель «а устрою-ка я демонстрацию своих способностей». Вся наша жизнь — и есть самая естественная демонстрация. И если я что-то освоил и применяю — это становится более чем заметно.

При этом я понимаю, что есть психологи, которые пытаются учить других людей тому, чего сами в своей жизни не добились. Так появляются «тренеры ораторского мастерства, которые сами боятся выступать», «тренеры уверенности, которые сами ощущают себя неуверенно» и «коучи семейных отношений, к которым в дом лучше не заходить, потому что там постоянный мат-перемат». Да, «чужую беду — руками разведу», и разбираться в жизни других людей значительно легче, чем в своей. Это всё потому, что в чужую жизнь эмоционально не вовлечен. Но всё же получается значительно лучше, когда прожил то, чему учишь, на собственной шкуре. Так оно надежнее. И доверия этому — больше. Лично у меня — так.