В 2016 году легендарный автогигант на Волге отмечал полувековой юбилей. Для человеческой жизни это много. А для завода? Полвека принесли истории нашего государства разные события, повлиявшие на судьбу гигантского изготовителя легковушек. За 50 лет автозаводу меняли имя трижды. В далёком 1966 жители страны Советов знали его как Волжский автомобильный завод. Волжским объединением по производству легковых автомобилей "АвтоВАЗ" он стал в 1971. В 1972 году, в связи с полувековой датой образования Союза, присвоили почётное звание имени 50-летия СССР". В 2014 предприятие перешло к французско-японскому концерну Renault-Nissan. Нынешнее наименование легендарного производителя малолитражек - Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ". Президентом назначен Бу Инге Андерссон (Bo Inge Andersson).
Вспомним как всё начиналось
Проанализировав 54 предполагаемых места для расположения завода, выбрали Тольятти, раскинувшегося на берегу Волги. Город тогда прирастал крупными химическими комплексами. Постановление правительства о возведении автозавода вышло 20 июля 1966 года. Эту дату и считают Днём рождения автомобильного гиганта. Заместителя министра автопрома В.Н. Полякова назначили генеральным директором Волжского автомобильного гиганта, а главным конструктором В.С. Соловьёва.
Партнёром выбрали итальянский автоконцерн FIAT по мотивам политическим: КПСС помогала дружественной компартии обеспечить пролетариат рабочими местами. Итальянцы строили заводские цеха, налаживали оборудование. Специалисты с Фиата готовили документацию, консультировали советских автостроителей, разрабатывали модели автомобилей. Первые логотипы итальянского изготовления. Основой для первой вазовской модели является Фиат 124, в 1965 названный самым популярным. Выпускная возможность должна была насчитывать 660 000 малолитражек.
3 января 1967 года возведение Волжского автомобильного завода провозгласили Всесоюзной комсомольской стройкой. Впервые за историю масштабных строек рабочим вместо бараков предоставляли комфортабельное жильё. Такой была позиция руководства завода. В начале 1966 заложили фундамент корпуса вспомогательных цехов (КВЦ), первого заводского цеха. Формировать коллективы будущего автозавода начали в 1969 году. Одновременно велось возведение заводских строений, устанавливалось оборудование. Около восьмисот пятидесяти советских, девятисот иностранных промышленных предприятий создавали станки и механизмы для гиганта автомобилестроения на Волге.
Жигули или Фиат?
1 марта 1970 года сварочный цех изготовил 10 новеньких кузовов для ВАЗ 2101. 19 апреля конвейер выпустил 6 малолитражек под называнием "Жигули". Внешне легковушка напоминала итальянскую модель. Но практически сразу стало ясно, что в первоначальном виде итальянская модель непригодна для российского бездорожья. Превращение Фиата 124 в вазовскую модель 2101 произошло благодаря некоторым изменениям:
Усиление кузова. Усиление подвески. Увеличение клиренса с 164 до 175 мм. Поставили более долговечные, с защитой от грязи, задние барабанные тормоза вместо дисковых. В результате испытаний выяснилось, что на российских дорогах тормозные колодки изнашиваются до металла через 500 - 600 километров. В целях уменьшения травматизма сконструировали и поставили утопленные дверные ручки.С наружной стороны установили зеркало заднего вида. Перенесли выше распределительный вал. Сделали больших размеров диаметр цилиндров и межцилиндровое пространство, сохранив объём в 1,2 л и мощность, 64 л.с., мотора. У диска сцепления в трансмиссии увеличили радиус. Пяти штанговая сменила трёх рычажную подвеску. Прибавили число поддомкратников: четыре вместо двух. Впереди сделали отверстие для "кривого" стартера. Это пусковая (заводная) рукоятка проворачивания колен вала. Мускульная сила всегда доступна и не зависит от заряда аккумуляторов. Прикрепили клыки и буксирные проушины. Поставили раскладывающиеся сиденья.
Всего произвели больше 800 модернизаций, которые усилили конструкцию и сделали "автомобиль - мечту" советских граждан почти на 95 килограмм тяжелее: весили Жигули 945 кг. Доработку провели инженеры из Италии. Тольяттинские автомобилестроители участвовали, учились. Новенькие "копейки" покинули завод 19 апреля 1970 года. 28 октября 1970 поезд с "Жигулями" отправился в Москву. Вместо 6 запланированных лет, автогигант смогли построить за 3. 220 000 автомашин покидали конвейер в год. За 13 лет произвели 3 млн. "копеек". 16 июля 1971 года: от заводских ворот стартует стотысячная малолитражка.
ВАЗ 2102, "двушка" - универсал. Основой стал FIAT 124 Familiare с модернизациями для "копейки". За время производства, 1971 - 1985 годы, эту автомашину несколько раз модернизировали, но не всегда удачно. Выпустили электроверсию "двушки". У электромобиля вместо задних дверей смонтировали люки для доступа к аккумуляторам. Грузовое отделение сделали закрытым. Этот автомобиль, спроектированный и изготовленный в 1976 году, обозначили как ВАЗ 2102Э, позже - 21029. В 1980 году изготовили опытную партию из 47 образцов. Несколько из них обслуживали нужды автозавода, часть совершали почтовые рейсы в Тольятти. Остальные отправили для эксплуатационных испытаний в разные города СССР. Разные проблемы заставили прекратить дальнейшие разработки.
В 1971 году "Жигули" экспортной версии стали поставлять государствам социалистического лагеря. В капиталистических и в странах третьего мира они также пользовались спросом. Экспортный вариант "Жигулей" назвали "LADA". На них был более мощный двигатель от ВАЗ 2103, салон оснастили комфортными сиденьями от шестой модели, монтировали подголовники. Для соблюдения западных стандартов поставили омыватель стекла, задний стеклоочиститель.
Выпуск ВАЗ 2103 стартовал в 1972 году. Его прообраз - "Fiat 124 Special". "Тройка" поразила высокой ценой, мощностью, удобством. 22 декабря 1973 года территорию завода покинула миллионная малолитражка. Автогигант стал орденоносцем Трудового Красного Знамени. Конструкторы планировали создать "народный" автомобиль, доступный для населения. Но высокая себестоимость помешала, поэтому основная часть населения СССР могла только мечтать о Жигулях. Тольяттинские малолитражки были востребованы: «копейка», ВАЗ 2102, и ВАЗ 2121, "Нива".
"Шестёрку", ВАЗ 2106, производили с 1976 года. Она базировалась на переработанной версии Фиат 124 Special 1972 года. "Шестёрка" пользовалась любовью среди населения.
Десятилетие, семидесятые - восьмидесятые двадцатого столетия, эпоха "Нивы" (ВАЗ-2121, 2123, 2131), советского легкового полноприводного автомобиля, выпуск которого стартовал в 1977 году. "Нива" - уникальна, сочетание вездеходности с комфортным оформлением салона, скопированным у "ВАЗ-2106". Интересно мнение одного иностранного журнала: "Словно "Рено-5" поставили на колёса от "Лэндровера". Полностью сконструирован тольяттинским автоинженерами. Первая "Нива" покинула конвейер 5 апреля 1977 года. Выпускается и сегодня (с 2006 под маркой LADA 4х4). На 53-ей Международной ярмарке, проходившей в 1980 году в польском городе Познань, внедорожник "Ниву" удостоили золотой медали.
В 1982 году стартовало серийное производство ВАЗ 2107, "семёрки". Её приняли как престижную, эксклюзивную. 1984 - начало выпуска ВАЗ 2104, сменившего ВАЗ 2102. "Четвёрка" - верная "рабочая лошадка", любимица дачников и огородников.
Эра переднеприводных
Трёх дверный хэтчбек ВАЗ 2108 стал началом эпохи малолитражек с ведущим передним приводом.
В 1987 году автолюбители смогли оценить ВАЗ 2109 "Спутник" и "Лада Самара", выгодно отличавшийся от ранних тем, что кроме некоторых изменений, у кузова стало пять дверей. Это делало "девятку" незаменимой для семейных людей. ВАЗ-21099 "Спутник", "Самара" - седан с четырьмя дверками.
В связи с широким экспортом автомашин странам третьего мира, в 1989 году "Трэйд Лидерс Клаб наградил "Авто ЛАДУ" за содействие развитию экономики африканских государств. До конца XX столетия любимыми моделями у населения были "копейка", "шестёрка", переднеприводная "девятка".
Кризис и поиски выхода
Распад СССР, кризис автомобильной промышленности заставил пересмотреть подходы к выпуску продукции. Эта участь не миновала и тольяттинский автогигант.
Изготавливать самую доступную российскую автомашину ВАЗ 21113, "Ока", планировали в Елабуге, так как выпуск в Тольятти был нерентабелен. В середине 90-х её сборку начали на Серпуховском автозаводе, входившем в состав Волжского автомобидьного объединения. Эта маленькая машинка, предмет всяческих насмешек и анекдотов, благодаря меньшему весу, достаточно большому клиренсу и узкой колее уступает в проходимости только "Ниве", оставляя позади других "дочерей" автозавода. "Окушка" прочно держит скользкую дорогу и неплохо чувствует себя на льду. Машина хорошо показала себя в горных испытаниях. Высокая манёвренность ВАЗ 21223 делает её идеальной в поездках по городу.
Новый этап - автомашины десятого семейства. Презентация модели ВАЗ 2110 прошла на автосалоне 1994 года в Париже. Серийно она стала выпускаться в 1997.
Производство "универсала", ВАЗ 2111, стартовало в 2001. Автомашины десятого поколения с шестнадцати клапанным движком, электронным регулятором впрыска. Минивэн ВАЗ 2120 "Надежда" имеет полный привод, сдвигающуюся правую заднюю дверь.
Модельный ряд, выпуск которого стартовал в 2004, назвали "Калина": ВАЗ 1117 (универсал), ВАЗ 1118 (седан) и ВАЗ 1119 (хэтчбек). По международным стандартам они принадлежат классу В. Двигатель объёмом 1,6 л, сконструирован на базе ВАЗ 21083. По своим техническим характеристикам, "Калина" несколько уступает "десяткам". По дизайну кузова и внутреннему оснащению более современна.
Лада 2170 "Приора" пришла на смену "десяткам", полностью вытеснив их в 2009 году. Модель имеет 950 различных изменений. Конфигурация кузова улучшает аэродинамические и технологические свойства малолитражки. Для повышения безопасности изменили некоторые конструкции кузова.
В 2011 стартовало производство ВАЗ 2190 "Лада Гранта". Её планируют выпускать до 2018года.
В 2014 году больше половины акций объединения ОАО "АвтоВАЗ" куплены альянсом Renault-Nissan. 24,5 % выкупила государственная корпорация «Ростех». Легендарный Волжский автомобильный завод, ОАО "АвтоВАЗ" - на половину государственная собственность. По сути, частная компания с частичным государственным регулированием. АвтоВАЗ - единственный в корпорации, выпускающий на одной площадке автомобили 4-х различных брендов: малолитражки торговой марки Лада (LADA), а также модели Nissan, Renault, Dutson. В связи с кризисной ситуацией в 2015 году предприятие сократило на 20 % выпуск "Лад" и на 10% увеличило производство автомашин для Renault-Nissan. По мнению президента Андерссона, для выхода из кризиса необходимо выходить на рынок с конкурентоспособными продуктами. С начала текущего года выпущено более 2500 LADA Vesta. Планируется произвести 500 полноприводных LADA Xray. В продажу Xray поступят с середины февраля 2016. С 2017 планируется серийный выпуск LADA Vesta Cross, LADA Xray Cross. Продолжают сходить с конвейера внедорожники, производимые совместно с Chevrolet. Предполагается, что в скором будущем стартует выпуск принципиально новых автомобилей с названиями: Quanta, Alegra, Slavia, Adera, Terra и Fortun.