Найти тему
Классическая ГИТАРА

Некоторые стратегии организации занятий

Оглавление

Когда вы занимаетесь, готовитесь ли вы к сцене или к выступлению в репетиционной комнате? То, как вы занимаетесь, более важно, чем количество времени, отведённое для занятий.

Ментальная практика

Полезно развить способность создавать музыку, не судя ее. Когда мы на сцене, наша работа должна заключаться в том, чтобы давать, а не принимать. Чтобы это осуществить, мы должны находиться в творческом пространстве, свободном от всех самокопаний и критики. Постарайтесь критически осмысливать свою игру лишь в репетиционной комнате, но не на сцене. С другой стороны, во время репетиции тоже не хотелось бы иметь исключительно критическое мышление . Дело в том, что менталитет, который мы взращиваем в репетиционной комнате, неизбежно будет перенесён на сцену. Итак, на самом деле в нашей практике нужен некий баланс оценочных суждений (критики) и творчества.

Есть много способов реализовать творческий подход в своей практике, но нужно научиться играть пьесу или несколько пьес в течение определённого времени без каких-либо суждений. Определите время, необходимое для исполнения программы, которая вам нужна, и обязательно запишите её. После исполнения прослушайте запись. Найдите и зафиксируйте то, что вам понравилось и что не понравилось. Начните свою следующую репетицию, взглянув на ваши заметки, которые скажут вам, что повторять, а что нет. Вы также можете использовать "творческую сессию", чтобы свободно импровизировать, что поможет вам генерировать новые идеи для композиций.

В конце концов, подобное творческое мышление станет чаще приходить во время репетиций и, как результат — во время выступлений.

Еще один эффективный метод — спеть вашу партию. Вы можете сделать это вместе с записью своей пьесы или глядя в ноты. Начните с прослушивания пьесы, что можно повторить как можно большее количество раз. Попытайтесь погрузиться в ощущения и образы. Затем попробуйте спеть каждую ноту вместе с записью. Обязательно спойте все детали, включая точную динамику и артикуляцию. Затем пойте пьесу по памяти без записи. Точно так же вы можете петь свою партию, читая её ноты.

Если вы пропоёте свою партию таким образом, вы создадите мощнейшую основу для знакомства с пьесой. Это создаст для вас отличный "ментальный справочник", когда вы попытаетесь сыграть это на гитаре.

Еще одна привычка, помогающая в работе — это научиться концентрироваться мысленно и эмоционально. Это может очень быстро улучшить общую производительность. Начните с расслабления и сделайте несколько глубоких вдохов. Затем найдите и ликвидируйте любое напряжение в вашем теле, начиная с лица и двигаясь вниз до ног. Теперь представьте, как начнётся пьеса, которую вы собираетесь играть. Подумайте о характере музыки. Представьте себе, как ваши расслабленные руки и тело будут чувствовать себя при исполнении пьесы. Наконец, сильно не задумываясь, позвольте себе просто начать пьесу. Если вы сделаете такой метод обычной привычкой, предваряющей занятие, это легко перенесётся и на концертное исполнение.

Последнее — необходимо привыкнуть фокусироваться на общей картине. Чтобы сделать это, сосредоточьтесь на общем потоке и ощущениях музыки, в отличие от каждого отдельного технического элемента или движения. Подумайте о крупных построениях, в отличие от более мелких. Попробуйте мысленно сформировать всю пьесу в сознании, позволяя вашему воображению руководить процессом.

Когда вы осваиваете новую технику, проводите как можно меньше времени, занимаясь ей изолированно. Как только вам стало достаточно комфортно, сразу же играйте с метрономом и в контексте пьесы. Нормально, если вы играете пьесу в медленном темпе только для того, чтобы отработать сложную технику. Делая так, вы уменьшаете время, необходимое для достижения лёгкости игры.

Метод чередования

Есть эффективный метод чередования, который обеспечивает хорошие долгосрочные результаты. Этот метод имитирует требования реального исполнительства, заставляя вас играть пассаж, не "разыгрывая" его предварительно.

Первым шагом в этом методе является выбор нескольких вещей для работы. Предположим, вы хотите отработать какую-то пьесу, какую-то гамму и какое-то арпеджио. Вначале играйте все три упражнения по две-пять минут каждое, возможно, глядя на часы для контроля. Затем повторите этот сет ещё пару раз. Таким образом, если вы играли по две минуты каждое упражнение, вы получили 18 минут весьма эффективной репетиции.

Исследования показывают, что такой метод обучения очень эффективен в долгосрочной перспективе. Не говоря уже, что он снижает утомительную монотонность вашей работы. Этот метод эффективен, потому что он заставляет работать вашу память. Вы вынуждены отбрасывать первое, играя что-то второе и третье. Затем вы вынуждены опять вспоминать первое, возвращаясь к нему. Повторяя этот процесс в виде нескольких сетов, вы многократно заставляете вспоминать себя каждую задачу, что приводит к прочной фиксации результатов в памяти.

К сожалению, есть и недостаток: у вас недостаточно времени, чтобы ощутить комфорт при исполнении каждой задачи. Но, несмотря на то, что в этот день занятий вы можете почувствовать разочарование в каком-то конкретном упражнении, вы будете довольны на следующий день, когда вернётесь к нему.

Имитация выступления

Исследования показали, что тестирования "с минимальными вложениями" значительно улучшают обучение. Подобным образом музыканты могут разыгрывать имитации концертных представлений с минимальными затратами.

Чтобы приступить к имитации выступления, настройте аудио- или видеоустройство для записи вашей игры. Затем начните выступление, воссоздав всё, что вы ожидаете от настоящего выступления. Вы можете войти в свою репетиционную комнату именно так, как вы выходите на сцену, поклониться или даже надеть свой концертный костюм. Затем настройтесь на творческое мышление. Сконцентрируйтесь, как было описано выше. Затем сыграйте свою пьесу или номер из нескольких пьес. Если вы только начинаете такую практику, исполнения одной пьесы будет вполне достаточно; со временем вы сможете работать точно так же и над исполнением целого набора пьес. После этого послушайте аудио или просмотрите полученное видео. Затем определите и зафиксируйте, насколько хорошим было исполнение, и насколько благоприятным было ваше мышление при этом. Обратите внимание на то, когда вы, возможно, начали судить о своей игре, упускать из виду общую картину или просто потеряли концентрацию. Эти заметки дадут вам точку отсчёта для следующего такого же упражнения.

Регулярно делайте такие имитации, желательно несколько раз в неделю. Кроме того, ищите возможности играть для друзей или членов семьи.

Имейте в виду, что несмотря на такую эффективную подготовку к выступлению, у вас всё ещё есть нервы. Но определённое небольшое количество стресса и нервозности только помогает мотивации: когда вы нервничаете, попробуйте превращать эту энергию в полезное волнение, которое даёт более динамичную и эмоциональную игру. И, прежде всего, получайте удовольствие!

Разумеется, вы должны вдумчиво распределить время своих занятий, чтобы эти методы работали оптимально.

По материалам статьи Uncommon Strategies: Tips to Better Prepare You for Performance