«Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо».
(с) Виктора Франкл
В. Франкл даёт простой, но отнюдь не лёгкий в исполнении совет: не сосредотачивайся только на своём «я». Данный аспект имеет наибольшие точки соприкосновения с духовной сферой жизни общества. Всё зависит не от внешних факторов, а от внутренних, духовных качеств и мировоззрения самого человека. Каждый должен сам приложить усилия, чтобы чего-то добиться. Другое дело, что если постоянно фокусироваться на себе, вряд ли что-нибудь получится.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский писал: «Нет счастья в бездействии». Главное – просто действовать. Как написал Иван Ефремов в произведении «Лезвие бритвы»: «Счастье не ищут, как золото или выигрыш. Его создают сами те, у кого хватает сил, знания и любви».
Для результатов нужны действия. Недаром человек является социальным существом только благодаря своей деятельности, особенностью которой, в свою очередь, является коллективный характер.
Вспомним теорию антропогенеза: человек – биопсихосоциальное существо (то есть в полной мере индивид развивается физически и духовно только в обществе (социуме)). А, следовательно, счастье одних неразрывным образом связано со счастьем других, люди могут быть счастливы только все вместе.
В марксисткой этике добродетельность человека нельзя рассматривать как компенсацию за внешние неудачи, неблагоприятные обстоятельства жизни; ее следует органически увязывать с деятельностью по созданию достойных условий жизни, о чём и размышлял В. Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла».
Слова В. Франкла «от обратного» говорит Пьер Буаст, французский лексикограф и философ: «Мы были бы гораздо счастливее, если бы поменьше заботились об этом».
Но ни в коем случае нельзя путать такие вещи, как сосредоточение на себе (своём «я», своих потребностях) и гармония с самим собой. Если человек не находится во внутреннем, духовном равновесии (как тот же И. И. Обломов И. А. Гончарова), он не сможет осчастливить не только себя, но и других. Об этом написал и Аристотель: «Счастье – это довольство собою», о чём тоже не следует забывать.
Мысль В. Франкла и П. Буатса развивает и польский писатель ХХ-ХХI веков Тадеуш Гицгер: «Желание счастья в человеке столь велико, что он способен сделать несчастливыми множество людей».
Т. Гицгер дополняет данную идею, которую можно рассмотреть не только через социальную, экономическую, духовную, но и через политическую сферу понятия общества. По-простому его цитату можно пояснить: сосредоточение на своём личном «я» губительно. Он, в отличие от В. Франкла уже говорит о последствиях.
Вам может быть интересно:
Разница понимания счастья в России и Америке
Античность и счастье
Счастье в понимании философов 18 века
Подписывайтесь на канал в начале страницы!