В Москве всегда боялись пожаров, но однажды город сильно пострадал от совершенно другой стихии - водной. Случилось это в 1908 году, когда почти 20% всей территории Москвы оказалась под водой.
Зима 1908 года выдалась на редкость снежной и длинной. Весна все никак не начиналась, но на страстной неделе с 10 по 14 (с 23 по 27 по новому стилю) апреля случилось резкое потепление и уровень воды Москвы-реки поднялся до рекордных 8,9 метров. Из берегов одновременно вышли воды Яузы, Обводного канала и Реки Неглинки. Были полностью затоплены Болотный остров, Дорогомилово, Лужники и Замоскворечье.
Вот что писали газеты об этом событии «Московские ведомости»:
«Разлив реки явился полной неожиданностью и многим пришлось провести ночь на чердаке, о спасении же имущества не приходилось и думать».
А вот газета «Русское слово» от 11 апреля 1908
«К 9 час. веч. центр города — вся площадь между Москвой и Водоотводным каналом представляла оригинальную картину, полную удивительной красоты.
Начиная от дома Протопопова, у Каменного моста уже не было возможности проехать ни на Неглинный проезд, ни вдоль кремлевской стены, ни по Москворецкой набережной, так как все это было залито водой.
Небольшой сухой оазис был лишь у въезда с Балчуга на Москворецкий мост. Далее по Москворецкой набережной можно было проехать только до Китайского проезда: вперед по направлению к Устьинскому мосту двигаться на лошадях было уже невозможно, и городовые героически бросались в воду, хватая любопытствующих обывателей и заставляя их поворачивать обратно»
И еще из «Русского слова»:
«Особенно красива была картина реки между Москворецким и Каменными мостами. С одной стороны тонули в воде ярко освещенные электрическими фонарями обеих мостов кремлевские стены, с другой — отражались в ней красивые дома и особняки Софийской набережной. <…> Поминутно встречались лодки с пассажирами, возвращавшимися из церквей с зажженными свечами.
Совсем как на Большом канале в Венеции. Только серенад не было»
Необычной ситуацией в городе незамедлительно воспользовались преступники, вот как описывают ситуацию корреспонденты:
«Из окон второго этажа дома Ушкова, со всех сторон окруженного водой, кричали, что обывателей этого дома грабят.
— Как грабят?
— Приехали на лодках, ломают двери и грабят затопленные квартиры.
В доме Ушкова открывались окна и люди требовали полицию, лодок, чтобы задержать грабителей.
Публика потребовала от городовых немедленно разыскать околоточного и достать лодки».
«До 6-ти часов на Павелецкий вокзал еще кое-как пассажиры пробирались, но не иначе, как на полках ломовых После 7-ми час. вода начала захлестывать и полки. После двух случаев, когда испуганные лошади едва не опрокинули полки и растеряли своих пассажиров, движение на павелецкий вокзал было приостановлено, и полиция предупреждала публику, что все поезда уже отменены.
Последний поезд, отошедший из Москвы в 6 час., удалось отправить не сразу. Поезд тронулся, но затем остановился, так как колеса «не брали» рельсов». Его подали назад, и затем уже с разбегу ему удалось выйти со станции, рассекая воду подобно пароходу. Вода почти достигала второй ступеньки вагонов».