Читать путешествие с начала | Читать "Мотопутешествие в Магадан. День 9"
День 10. 25 июня. Чурапча – Теплый ключ, 300 км.
Про топи, призрачного всадника и теплый прием
Было похоже на какую-то дурковатую компьютерную игру. По краям дороги болота, от которых поднимаются гнилостные испарения. Пару раз было реально не по себе, когда на горизонте появлялись то ли всадники, то ли какие зверушки – а это у нас памятники, да, подходи мальчишка, читай таблички. Реально, посреди болот и тайги, стоит памятник в виде всадника на коне – неизвестно кому, на ходу не разглядеть.
В какой-то момент Руслан осознал, что парни уехали вперед, а он тошнит сзади в гордом одиночестве. С каких-то пор группа, не сговариваясь, перестала останавливаться и ждать друг друга. Взгляд на спидометр – 60. Про то, что мотоцикл таскает каждый, каждый метр уже говорить не приходится – это просто данность. Просто три с половиной тысячи километра оффроад-трипа, а пройдено меньше трети. Шестьдесят... А ведь кто-то, кажется, в Тынде, говорил, что медведь может бежать до 80? Или это сам додумал? Дабы развеять сомнения, он открутил ручку газа, решив для себя так: лучше ехать 80, упасть и быстро подняться, чем ехать 60 и не удрать от косолапого. Впервые за долгое время удалось головой отрешиться от ежесекундных проблем, вспомнить про семью, про дочь. Каким она запомнит отца, если не вернутся из этой авантюры? Ей ведь так много нужно еще рассказать. Сейчас ей всего полтора года, через три месяца после её рождения он уехал во Владивосток за мотоциклом, через четыре – на полгода в Москву по работе. Все как-то времени не хватает, кажется, что успеется. В тот момент уж очень захотелось приблизить день встречи... Щебень, горизонт, руль, концентрация. И так по кругу.
Вот уже встает солнце, и становится чуть теплее. Расступаясь, становится реже лес. Выехали на открытую местность – это паромная переправа через реку Алдан.
Добрались.
Достичь ее получилось только к 4 утра. На одной из заправок местный сказал, что паромы ходят с 8:00 (это подтверждала очередь из фур на берегу) каждый час. Было решено немного отдохнуть, поспать до 12:00, и продолжить путь через реку.
Проснувшись в 12, путешественники узнали, что паромы ходят только в 8 утра и в 3 часа дня.
Паромов было два и на оба была своя очередь. Один точно пойдет по расписанию, а второй, частный, – по мере наполнения. Было решено идти на первом, поскольку большая часть желающих уплыла и второй был так себе наполнен. Закатились на борт, встали себе в уголочек, и там познакомились с новым персонажем - дальнобойщиком Виталием. Неподалеку стоял огромный трактор, на бампере которого развернулась полевая кухня: начали готовить себе гречу. Именно гречу, ведь двое из трех путешественников питерцы, хоть один родом из Барнаула, а второй из Тынды – но уже всё, уже греча, уже поребрик, уже парадное.
По воде шли около часа, разболтались и узнали, что Виталий везет детскую площадку куда-то за Кюбеме, по пути с двухколесной братией. Неплохо иметь запасной вариант отступления, хотя бы на Камазе. Общение запомнилось юмором, байками и и историями из жизни дальнобойщиков.
Спуск на берег сопровождался интересными ощущениями. Точка невозврата, как-то так себе это можно обозначить. Будто все эти десять дней только и делали, что готовились к самому испытанию, а в действительности, уже за эти дни приключений хватило. Это было только начало, цветочки, как вам угодно.
От переправы до ближайшего крупного населенного пункта – поселка Хандыга – было всего несколько десятков километров по все той же гравийной дороге. Вообще, асфальта, забегая далеко вперед, помнится только километров сто перед самим Магаданом. Вновь концентрация, опять виляет заднее колесо, снова пыль – главные черты ближайших тысяч километров.
В Хандыге удивились крупному супермаркету с большим ассортиментом товаров, раздельными залами еды и алкоголя, а также дороговизне. Местные жители воспринимали группу с интересом, хотя чувствовалось, что их глаз уже замылился – все-таки, хоть направление и не самое популярное, ходоков сюда хватает, причем больше из-за границы. Каждый второй спрашивал, знакомы ли с «тем актером» – им оказался Эван Макгрегор – который не так давно форсировал удаленные территории с автопарком поддержки. Актер сотоварищи действительно ехали кругосветку в 2004 и проезжали Хандыгу на пути в Магадан.
Местные жители уже достаточно сильно привыкли к мотоциклистам, многие останавливались и без стеснения спрашивали что-то, интересовались. А вот интересом же путешественников было узнать, можно ли проехать по старой дороге.
Дело в том, что относительно недавно, пару лет назад, основная дорога до Магадана изменилась. Старая дорога шла, можно сказать, напрямик и пролегала по болотистой местности с большим количеством рек. Руководство региона приняло решение построить новую дорогу, дающую крюк в 200 километров на север. С этого времени весь поток фур направился на новую дорогу, а на старой, по слухам, смыло мосты, и добраться реально только до середины старой трассы, города Томтор.
Подтвердить или опровергнуть эту теорию предлагалось по очереди местным жителям, но, к сожалению, большинство из них ездили только в направлении Якутска.
Детали старой трассы знал только Сергей – встретившийся там же, у супермаркета посреди тайги, местный житель. Крепкий, сбитый, невысокого роста мужичок, он был в камуфляжном костюме и носил усы. Поделившись с ним планами проехать по старой дороге, получили его одобрение. Совсем недавно, по словам Сергея, он перегонял УАЗ Патриот из Магадана в Якутск и проехал по старой трассе. Это были замечательные новости. Еще больше ободрили слова Сергея «Тайга смелых любит» - это, видимо, что-то из старых записей политрука.
От Хандыги дорога идет в направлении поселка Теплый Ключ, где, согласно картам, есть заправка и пропустить ее никак нельзя. Добравшись к ней, обнаружили, что у Саши колесо перестало держать давление, и пора его менять на менее старое, которое он вез с собой. На заправке снова встретили дальнобойщика Виталия, который уже взял двух попутчиков. От него же узнали, что в нескольких сотнях метрах от заправки, свернув с трассы, можно найти шиномонтаж.
Шиномонтаж располагался в частном гараже, и даже посчастливилось застать там хозяина, главного и единственного работника. Пока скидывали колесо, проехали местные на квадроциклах – взрослый мужчина и, судя по всему, его сын - кивнув, остановились у дома напротив. Через некоторое время они же, уже в компании женщины, подошли пообщаться.
Местными жителями оказались Алексей, его жена, Елена, и их сын, Илья - жители поселка Теплый Ключ. Алексей работает дорожником, Елена раньше была бухгалтером, Илья ходит в школу. Они много улыбались, много слушали и сами рассказывали, а в конце пригласили к себе на чай. Саша, по обыкновению, рвался мчать дальше, а Руслан с Яковом были совсем не прочь зайти на огонек.
Сама ситуация, что местные приглашают к себе, двояка. С одной стороны, это первый плотный контакт, и непонятно, что у них на уме. С другой стороны, может это и есть та, самая ценная гостеприимность севера? Выживая во враждебной среде, могут ли люди оставаться добрыми внутри?
В итоге, предложение было принято. Радушность хозяев не оставила шанса отказаться. До четырех утра обменивались историями в доме этой гостеприимной семьи, крепко выпивая и закусывая вкуснейшей строганиной, смеялись и просто прекрасно проводили время. На память гости подписали хозяевам открытку, а те, в ответ, вручили им магнитики-сувениры.
Этот вечер дал то, из чего складывается настоящее путешествие. В открытке значилось «Чем холоднее климат, тем теплее гостеприимство».
Не забудьте подписаться на канал, если вам понравилось - так вы не пропустите новые публикации.