Найти тему
Культ Колеса

Мотопутешествие в Магадан. День 15

Читать путешествие с начала | Читать "Мотопутешествие в Магадан. День 14"

День 15. 30 июня. Агаякян – Усть-Нера, 300 км.

Про катания в ковше трактора, смерть сцепления и дверцу от холодильника

Парни проснулись от непривычно громкого рева. Первым, что предстало взгляду, стоило высунуть голову из палатки, стал стоявший около импровизированного лагеря… Трактор. Что? Откуда? Наверное, это сон, и снится то, что сейчас хочется видеть больше всего. Трактор был больше привычного Белоруса, который часто видим в городе – у этого одинаково большие колеса, капоты одинаковые, что спереди, что сзади, а посередине кабина. Украшал монстра огромный ковш, как бы намекающий - вот он – единственный способ переправы.

Но нет, он вполне реален. Приехали дорожники. Было дано порядка 10 минут на сборы вещей. Между тем, трактор перетянул буханку на тот берег, а с него переправил джип, который мозолил глаза два дня кряду, став родным и привычным. Настала очередь двухколесных.

Мотоциклы разгружены и выстроены в ряд. Первый пошел – максимально глубоко загнан в опущенный к земле ковш – закидывается руками поочередно то передняя, то задняя часть. Ковш поднимается – и мотик ложится боком на заботливо привязанные к дугам запасные покрышки. Для надежности закрепляется стропой, а сами ездоки запрыгивают на трактор – и замирают. В этой ситуации прекрасно все – не пойми, как закреплен мотоцикл, не пойми, как держатся люди на тракторе, не пойми, что там с глубиной в реке. Но других вариантов-то особо и нет.

последний взгляд на смытый мост
последний взгляд на смытый мост

Ковш взмывает ввысь под рев мотора. Водитель двигает рычаги, и вся процессия движется к воде. Передние колеса скрылись почти полностью, но уверенная тяга придает надежды. По-видимому, дорожники эту реку форсируют не впервые, в противном случае их ведет какое-то седьмое чувство: крюк вправо, поворот, и по прямой, курс ровно на тот берег. Все прошло очень складно, и таким методом, за 6 ходок тяжелой техники моторы снова готовы рваться в бой и мчать, мчать, мчать.

Впереди ждала пара мелких, обвалившихся по одной стороне мостов. Это может звучать не совсем понятно, но становится очевидно при первом взгляде – мосты делаются не на всю ширину дороги, а выкладываются двумя колеями – под левые и, соответственно, правые колеса машин. С бесконечным чувством превосходства над четырехколесными, для которых эти мосты уже непригодны, переправы были пройдены. На каждом участке, находящемся между двух мостов были люди – и всем нужно было рассказать, что там, позади. В мыслях о том, насколько это рутинная для местных жителей ситуация, путешественники встретили конец дороги.

-2
-3

Именно так, это было то место, где дороги больше не было. Зато была вода. А за ней, на другом берегу, снова начиналась дорога. Два берега были разделены парой метров воды. На противоположном берегу стояли две машины - автобус и минивен, которые везли в себе человек двадцать. Вся эта орава стояла на берегу, кормя комаров и вынашивая план переправы. Спешившись и прощупав брод ногами, мотоциклисты поняли, что пройти вброд под силу, и приступили.

-4

Яша и Саша прошли легко, даже лысая резина последнего не забуксовала. Настала очередь Руслана – вот он уже спускается к воде, парни страхуют. Забуксовал в нарытой колее – видимо, после первых двоих. Ничего, резина зубастая – вытащит. Однако, помимо рева мотора, реагирующего на ручку газа, ничего не происходило. Парни, толкавшие мотоцикл сзади, кричали отпустить сцепление, но оно даже не было нажато.

Очевидно, что-то пошло не так. Три человека и мотоцикл стояли посреди лужи, мотоцикл ехать отказывался, а только рычал на всю округу выхлопом. Ожидающие на том берегу якуты быстро сориентировались, бросили спасательный трос, навалились. На берег, конечно, вытянули, но радости от этого уже не было никакой.

Стоя на ровной поверхности, провели тест – действительно, мотоцикл не двигается. Судя по всему, сгорело сцепление – вскрытие покажет. Чуть отъехав, уложили мотоцикл на бок и приступили к демонтажу крышки двигателя, готовясь к худшему.

-5

Тем временем подъехала еще одна машина, УАЗ Патриот, и из нее высыпали пассажиры. Слово за слово, и вот двое дерутся. Это просто санаторий сатаны какой-то. Растащив спорщиков, местные продолжали думать о том, как переправиться, а двухколесные – как заставить мотоцикл ехать.

Открыв крышку стало очевидным, что сцепления больше нет. Для тех, кто понимает технические детали - пара фрикционов просто разлетелась, обильно усеяв своими остатками весь мотор. По сути, стрельнуло единственное, что не было проинспектировано перед выездом: новый амортизатор, новая цепь, новые колеса, перебранная вилка, а сломалось сцепление.

-6
-7
-8

Дел было явно не на пару минут, определили план действий. Владелец мотоцикла пробует собрать сцепление, вытащив сломанные диски, Яша готовит еду, а Саша отправляется дальше, в деревню Кюбеме, за советом и помощью местных. Собранное без пары дисков сцепление ничего не дало – мотоцикл чуть-чуть едет, но таким темпом в Магадан не добраться даже к ноябрю. Руслан принимается разбирать сцепление заново.

Автобус и минивен к тому времени преодолели переправу, используя все деревяшки в радиусе трех километров, лишь помахав на прощание.

Последняя пачка сигарет, которую открыл Руслан, застряв на переправе вчера, закончилась. Ситуацию спас проезжавший УАЗ. Из кабины выглянул хмурый водитель:

- «Что у вас тут? Не едуть?»

- «Не едуть», – согласился Руслан.

Водитель кивнул. Он был мертвецки пьян. Пьяны были и пассажиры, которые вывалились из салона. Вручив терпящим бедствие целую пачку сигарет, за что им бесконечная благодарность, веселый отряд отправился покорять тот брод, где совсем недавно погибло сцепление мотоцикла, лежащего сейчас на земле.

Саша вернулся груженым. Поверх кофров стяжками был привязан дорожный знак, дверца от холодильника и еще пара металлических хреновин. Самое ценное – ножницы по металлу – арендованные у хозяина кафе в Кюбеме, лежали у него в набачной сумке.

К тому времени сцепление было разобрано во второй раз. Из дверцы от холодильника вырезали несколько кругов, по форме напоминавшие сломавшиеся фрикционы. Из кофров наковыряли шайб, чтобы подложить их под пружины, дабы хоть как-то усилить прижим. Всеми этими действиями ребята пытались «оживить» мотоцикл, чтобы он хоть как-то ехал – надежды найти столь редкие запчасти в степях Якутии не было.

-9

Трюк, на удивление, сработал. Мотоцикл смог держать уверенные 60 км\ч, а это даже немного быстрее, чем требуется на этой дороге. Ремонт длился всю полярную ночь, но спать не хотелось от слова совсем – вся группа и так потеряла много времени. Руслан в напряжении - поломка хоть и устранена, но непонятно, сколько этот костыль продержится. Петляющая дорога, и уже видна федеральная трасса – заправили баки под завязку и, не задерживаясь, отправились в путь.

-10

Ехали несколько часов без привалов. Останавливаться и не хотелось, но приходилось – пару раз подкачивали колеса, взбадривая себя интенсивным физическим трудом. Руслан начал замечать, что максимальная скорость снижается – после какой-то границы оборотов сцепление проскальзывало и начинало буксовать. В голову лезли грустные мысли: выходит, что он не только тормозит сам, но и тормозит команду, ведь мы все идут на одной скорости. Ребята не подавали виду и пытались подбадривать – что ни говори, такие испытания ужасно сплачивают.

-11
-12
-13

Очередная вынужденная остановка – Сашин задний баллон, кажется, совсем отказывался держать давление. Встали на широком основательном бетонном мосту. Пока Саша отсоединял колесо, остаток команды спустился к реке за водой - неплохо бы совместить приятное с полезным и перекусить. Время уже жило своей жизнью, здесь его не замечали, уж слишком насыщенные выдались эти дни. Скудный, но такой желанный обед уже был готов, да и покрышка одета обратно. Предстояло то еще приключение - накачать её вручную и заставить надеться на борт.

На горизонте показалось облако пыли, затем из него выплыла фура, двигающаяся в направлении Магадана. Водитель отреагировал на туристов, активно размахивавших руками, и остановился. Управлял наголо подстриженный крепкий коренастый мужчина лет 40 в желтых очках, чертовски похожий на Моби – Дмитрий. Он тоже шел в Магадан, и на душе сразу стало как-то легче. Чтобы совсем стало хорошо и прозрачно, Руслан уточнил, сможет ли он взять на борт мотоцикл в случае фатальной поломки – и получил положительный ответ. Помимо этого, потенциальный спаситель предложил свою помощь в борьбе с колесом, а она была очень кстати – пока монтировали покрышку, успели порвать камеру монтажкой. В голову пришел план – раз транспорт Руслана двигается медленнее остальных, можно сделать ход конем: он стартует прямо сейчас, а ребята – как только закончат с колесом.

-14
-15

Как же легко сделать человеку хорошо. Нужно сначала сделать плохо, а потом вернуть как было. Как же сложно было начинать дорогу по бездорожью, и как легко было ехать тогда – сам факт движения уже радовал. Все внимание было собрано на звуке – нужно отлавливать момент, когда сцепление проворачивает импровизированный фрикцион и начинает буксовать, сжигая его. Скорость начала падать, и еле достигала 50. В голове крутились все возможные варианты исправления ситуации, но на ум ничего особо не шло. Вряд ли в Усть-Нере, до которой около пары сотен километров, найдется найдется хотя бы мотомагазин, а не то что сцепление.

Монотонность езды клонила в сон. Пару раз поймав себя на том, что уж сильно затяжными стали моргания, Руслан остановился. Приседания, короткая разминка и дальше. Скорость все снижалась, мотоцикл уже не мог ехать быстрее 40. Отсутствие сна прошлой ночью давало о себе знать – рубило прямо на ходу. Поставив мотоцикл на боковую подножку, Руслан заснул сидя. Нужна передышка.

Разбудили капли дождя, которые попали на лицо – это был уверенный намек, что нужно просыпаться и ехать дальше. Редкая встречка обдавала пылью, начались подъемы – впереди перевалы. Мотор пытался изо всех сил, но преодолеть их уже не мог. Магия закончилась, карета снова стала тыквой. С момента починки пройдено около 150 километров – но это уже лучше, чем остаться там, вне федералки. Остановка.

Через двадцать минут догоняют ребята. Эти двадцать минут показались вечностью. Пара попыток продолжить езду – тщетно. Приняли решение ждать Дмитрия на фуре и грузиться к нему в борт. Ожидание было сродни ожиданию ветеринара, у которого сегодня в списке процедур только усыпление. Неужели все так и закончится? Мотоцикл просто не сможет дальше ехать?

-16

Фура нагнала довольно быстро. Перекинувшись парой слов, проехали еще немного вперед, где был найден подходящий уклон – в него то и спустили грузовик, сделать тем самым трап. Мотоцикл привязали ближе к кабине, к стенке кузова. Было решено ехать до Неры, а там действовать по обстановке. Пассажиром к Диме сесть не получилось, в его кабине все ориентировано на водителя, и пассажирское место переделано под телевизор и микроволновку. Загрузившись вторым номером к Яше, парни наслаждались пробоями подвески груженого мотоцикла с двумя увесистыми телами на каждой кочке.

Короткая поездка парой напрочь отмела вариант двигаться таким методом до Магадана – шансов доехать не было.

-17
-18
-19

Но нет худа без добра. В Усть-Нере, к которой добрались за пару часов, у Саши нашлась подруга детства, которая с радостью разместила всю группу у себя на квартире. Дмитрий, в свою очередь, свел с человеком, который поможет отправить мотоцикл в Новосибирск. Сашина подруга оказалась супругой сотрудника крупной добывающей компании, и таким образом нашлась машина, которая на следующий день должна отправиться в Магадан. Не так уж все и плохо – Магадан будет достигнут!

-20
-21
-22

Но это все должно было случиться на следующий день. Остаток дня был потрачен на решение вопроса отправки, душ и долгожданный сон.

Не забудьте подписаться на канал, если вам понравилось - так вы не пропустите новые публикации.

Читать "Мотопутешествие в Магадан. День 16"