Одним из самых дорогих художественных полотен считается работа Леонардо да Винчи под названием «Спаситель мира».
В 2017 году на аукционе Christie's она была продана предыдущим владельцем, российским миллионером Дмитрием Рыболовлевым, за 450 миллионов долларов США.
Это стало абсолютным рекордом среди произведений искусства всех времен и народов, который, как утверждают эксперты, вряд ли удастся побить в ближайшие годы.
Как появился «Спаситель мира»
Считается, что Леонардо да Винчи написал эту работу по заказу французского короля Людовика XII примерно в 1498-1499 годах. Работал мастер над ней достаточно долго, оставив ряд эскизов.
Образ Христа получился хрестоматийным, поэтому многие ученики и последователи да Винчи копировали полотно в мельчайших деталях.
Оригинал же долгое время считался утерянным, потому когда в 1958 году ее выставили на аукцион в Лондоне, эксперты с уверенностью заявили, что это – неудачная копия кого-то из приверженцев да Винчи. В итоге «Спаситель мира» был подан всего за 60 долларов и впоследствии сменил ряд владельцев.
Лишь в 2005 году полотно было отреставрировано, и в процессе его восстановления стало понятно, что мир ждет очередная художественная сенсация. Под слоями краски обнаружилась оригинальная подпись великого мастера, которая сразу же увеличила стоимость картины в сотни раз.
Уже в 2011 году за «Спасителя» галеристы просили не менее 200 миллионов долларов США.
Неузнанный да Винчи: в чем подвох?
Так как работа создавалась для королевской семьи, картина долгое время была предметом дарения среди высших кругов. Вкусы и взгляды менялись, религиозные догмы создавали свои стереотипы, и в итоге образ Христа в исполнении Леонардо да Винчи стал неугоден правящей элите.
Все дело в том, что художник изобразил «Спасителя мира» в виде молодого человека с удивительно нежным, почти женским лицом.
Кому впоследствии пришла в голову идея исправить эту оплошность, история умалчивает. Но факт остается фактом: примерно в 16 веке у «Спасителя» появились усы и борода, как того требовали новые веяния моды.
Естественно, в таком виде полотно даже при детальном изучении воспринималось экспертами как жалкая копия работы великого мастера. Сравнивать действительно было с чем, потому как сохранилось несколько черно-белых набросков «Спасителя», на которых усы и борода отсутствуют.
Лишь после реставрации, когда верхние слои краски были аккуратно сняты и изучены, эксперты пришли к выводу, что перед ними оригинал. После реставрации картина была представлена на всеобщее обозрение.
Скандальный «Спаситель»: кто и почему заплатил за полотно 450 млн?
Все без исключения работы Леонардо да Винчи хотя бы раз в жизни становились предметом скандалов и спекуляций. «Спаситель мира» в этом отношении – не исключение.
Российский олигарх Рыболовлев приобрел картину у французского арт-дилера и галериста Ива Бувье за 127 миллионов долларов.
Когда новый владелец обратился к экспертам, чтобы узнать, не сильно ли он переплатил за шедевр, те в один голос заявили: «Спаситель мира» этих денег не стоит. И привели весьма убедительные доводы.
Среди аргументов, которые впоследствии даже фигурировали в судебном процессе, были названы неудовлетворительное состояние картины, которая даже после реставрации выглядела не лучшим образом, и банальность сюжета.
Образ Христа в 14-15 веках был настолько растиражирован, что с художественной точки зрения «Спаситель мира» не представлял особой ценности.
В итоге семья олигарха решила избавиться от картины и выставила ее на аукцион всего за 100 миллионов.
И тут случилась сенсация, потому как за право обладания «Спасителем мира» разразилась настоящая война. Приобрел картину принц Саудовской Аравии, который намерен выставлять ее в галерее Абу-Даби.