Александр Шемякин
Приучайте себя и окружение говорить тезисами в режиме «деловой речи»
Мне кажется, это самый эффективный инструмент в коммуникациях, который сэкономит вам время, силы и ресурс отношений. И в личной жизни, и в рабочем контексте. Думаю, для начала надо разобраться с терминами. Является ли тезисом на ваш взгляд следующая фраза:
"На дворе кризис".
Какой у вас вариант ответа? Мне близко понимание тезиса, которое дает Н.И. Козлов (в «Википедии» вы можете встретить что-то другое):
- Если кругом мысли, то тезис – это главная (одна из главных) мысль. Изложенная коротко и емко, в 1-3 предложения.
- Если кругом чувства, то тезис — это мысль среди этих чувств. Ответ на вопрос «что же все-таки делать» со всем этим.
- Тезис – это инструкция, как правильно думать (по этому поводу, на ваш взгляд), что делать (со всем этим) и что чувствовать (на ваш взгляд по этому поводу).
Еще раз,
Тезис – это инструкция и ответ на 3 вопроса: что делать, что думать и что чувствовать.
А ключевой аспект тезиса — инструкция «что делать». Попробуйте докрутить до тезиса фразу «на дворе кризис». У меня получилось примерно так: "На дворе кризис. Надо учиться жить по средствам и поднимать эффективность каждого сотрудника. Предлагаю наладить жесткое бюджетирование."
Где обычно появляется тезис в большинстве разговоров?
Послушайте, запишите на диктофон вашу планерку, понаблюдайте за передачами на ТВ. Вы будете шокированы. В 80% случаев тезисов вообще нет, намеки на них проскакивают в середине речи, и вокруг него (намека на тезис) тонны воды. Общаться так тяжело, утомительно и не эффективно. Да и просто для деловых людей «Не формат». А как правильно?
Начинать свою речь с тезиса, опционально делая подводку в 1 предложение.
Лучший вариант подготовки – обозначить намерения. Это ответ на вопрос: «С чем я сейчас хочу занять коммуникационное пространство?» Пример обозначения намерений: «У меня вопрос», «У меня предложение», «Хочу посоветоваться», «Я на поругаться» (есть у меня такая заготовка), «У меня к тебе просьба», «Тезис». Это вводит в контекст разговора вас, собеседников, убирает лишние манипуляции. Идем дальше.
Осталось научиться укладывать любое высказывание в формат «Деловой речи»:
1. Подводка. Обозначаем намерения.
2. Тезис. Ответ на 3 вопроса: что делать, что думать, что чувствовать.
3. Аргумент. Ответы на вопросы: кто (это будет делать), зачем (мотивация), где (уместно то, что вы предлагает) и т.п.
4. Иллюстрации. Люди хорошо воспринимают картинки, образы, мыслеформы. Просто сухой текст «переваривается» плохо, встает поперек горла. А иллюстрация (ответ на вопрос «как это выглядит?») поможет вашу речь сделать аппетитной. "Говорить надо жрабельно", как сказал Жванецкий.
5. Резюме-инструкция. Вывод из того, что вы говорили. Здесь можно просто повторить тезис. Это центральное ядро деловой речи. Кто и что должен сделать следующим шагом.
Разберем на примере с высказыванием про кризис:
1. Подводка. "У меня предложение".
2. Тезис. "На дворе кризис. Надо учиться жить по средствам и поднимать эффективность каждого сотрудника. Предлагаю наладить жесткое бюджетирование".
3. Аргумент. "Сейчас мы (почти все отделы) тратим деньги как придется. Завершили последний месяц с кассовым разрывом. Если так будет продолжаться, долго не протянем. Есть статьи расходов, от которых пора отказаться (корпоративы, часть соцпакета)…"
4. Иллюстрации. "Вы помните нашего конкурента «Рога и копыта». В прошлом месяце закрыли 2 своих магазина, висит объявление «Аренда». Мы тоже хотим последовать их примеру?"
5. Резюме-инструкция. "Я подготовит структуру бюджета отделов, предлагаю сегодня обсудить, установить лимиты и ввести в работу с завтрашнего дня. Координатором предлагаю сделать Главного бухгалтера. Что думаете?"
Чтобы знания превращать в умения, стоит немного поупражняться. Разверните по схеме «деловая речь» следующие высказывания:
- У нас упал план продаж по итогам прошлого месяца.
- Надо подумать о сокращении штатов на 10%.
Очень рекомендую дать почитать эту статью своей команде и ввести правило (после ознакомления) «Говорим тезисами». Пусть вся ваша энергия будет направлена на то, чтобы в сложных ситуациях договориться о правилах на будущее. В этом и есть центральная идея тезисной речи (что делать). А не обвинять людей и искать причины (а почему это произошло).
Живите настоящим, договаривайтесь о правилах на будущее, говорите тезисами!
Навык
Введите последовательно за правило:
1. Обозначать намерения в начале разговора.
2. Говорить тезисами.
3. Разговаривать в формате «Деловая речь». Инструкции и подсказки выше.
Кстати, коммуникации с сотрудниками - один из хронофагов (пожирателей времени) руководителя, как бы ни странно это не звучало. На тему поглотителей времени я проводил бизнес-завтрак, запись которого есть здесь.
Кино:
Я люблю фильмы про предпринимателей, они только не так часто появляются. На прошлой неделе смотрели с женой фильм «Джой». История о четырех поколений семьи. В центре сюжета — девушка Джой, превращающаяся в женщину, которая становится основательницей бизнес-династии и ее главой.
Союзники и противники меняются местами как внутри, так и вне семьи, и только упортство и настойчивость Джой помогают ей пройти через поджидающие ее жизненные бури. Стоит посмотреть и начать действовать. Чуть быстрее, понастойчивее и немного эффективнее.