Перед внедрением инновационных технологий, мировых трендов, технических новинок проверьте базовые инструменты вашего бизнеса. Это – фундамент, на котором строится прочная система, позволяющая легко развиваться и реагировать на рыночные изменения. Это как винтики в большом механизме, небольшие по размеру, но важные по значению. Они делают работу слаженной, позволяя не отвлекаться на диагностику и ремонт.
Начнем сначала. Всем известно, что первым элементом узнаваемости компании является название. Это отдельная серьезная тема, о которой мы обязательно напишем. Название есть у всех организаций, потому что это необходимо при регистрации юридического лица. Дальше – интересней. Многие, зарегистрировав фирму, сразу приступают к изготовлению визиток. Большинство уже, к счастью, понимает, что нужен логотип – и творит. Но далеко не все перед разработкой инструментов коммуникации – таких как визитка, буклет, сайт, рекламный макет – разрабатывают полноценный фирменный стиль и применяют его на практике.
Давайте по порядку. Пусть каждый проверит, в каком состоянии находится его фирменный стиль, и постарается довести его до оптимального вида. После этого вы удивитесь, сколько проблем можно будет избежать, сколько сэкономить времени и сил.
Этап первый
Все знают, что после выбора названия нужно браться за разработку логотипа. Логотип – это тоже элемент фирменного стиля, который требует отдельного изучения. Здесь мы пробежимся по нему поверхностно. Фирменный знак, он же логотип, по которому вас будут узнавать, должен разрабатываться профессиональным дизайнером. Для этого вам необходимо составить техническое задание, где указать все пожелания, идеи, привести примеры логотипов других компаний, которые вам нравятся. У хорошего дизайнера должен быть бриф — список вопросов для определения задач по разработке лого, то есть технического задания. Многие пытаются объяснить свои мысли на пальцах, либо совсем не придают брифу значения. Это приводит к тому, что работа дизайнера не удовлетворяет заказчика, начинаются, претензии, время теряется, и весь этот сыр-бор может завести в тупик. Так что помните: какой бриф, такой и креатив! На этом этапе дизайнер должен предложить вам несколько варианта логотипа с абсолютно разной визуальной концепцией.
Этап второй
Обычно на первом этапе согласовывается логотип в его цветном и черно-белом вариантах. Дизайнерский вариант одноцветного лого — очень важная вещь! Без него вы никак не обойдетесь при распечатке документов в офисе, где нет цветного принтера, или при размещении на определенных видах сувенирки. Поэтому при выборе варианта дизайна обязательно учитывайте, как он будет выглядеть в монохромном исполнении.
Отдельного внимания заслуживают цвета. Они будут на всех рекламных материалах, в офисе, возможно, в одежде. Здесь важно учитывать, что со сложными оттенками в работе могут возникнуть проблемы – в типографии при печати, в выборе сувенирной продукции, в цветопередаче на компьютере. Примите решение в пользу практичного варианта, и это поможет вам избежать массы проблем. Внимание! Дизайнер должен предоставить вам итоговый вариант логотипа в разных форматах (не только jpg и png, но и исходные файлы типа psd, eps, ai, cdr). Это важно для работы с типографиями и рекламно-производственными компаниями. И помните: с этими цветами вам потом жить.
Этап третий
Многие после разработки логотипа с чувством исполненного долга переходят к работе над рекламными материалами. Но здесь возникают проблемы: почему-то над дизайном каждого макета приходится долго думать и согласовывать его, почему-то все эти макеты в итоге выглядят как сборная солянка, почему-то Петров говорит – кружочки, а Иванов хочет квадраты, там фон зеленый, а тут – красный. Окончательные варианты не похожи друг на друга и выглядят как материалы разных фирм. Это самые распространенные проблемы. Вы тратите массу времени и сил, а архив буклетов напоминает сбор раздаточных материалов с очереднойрекламной выставки. Проверено годами практики, что избежать этого хаоса и мук творчества поможет фирменный стиль. Давайте разберемся, что это такое?
Фирменный стиль — это набор элементов, идентифицирующий принадлежность его носителей к конкретной фирме и отличающий ее от конкурентов.
В идеале его нужно разработать сразу после логотипа, у того же дизайнера, который уже в курсе дела. Ему легче будет продолжить работу. Но, если у вас давно есть лого, то вполне допустимо поручить доработку фирстиля другому специалисту. Возможно, это даже привнесет новизны в изначальное видение образа.
Здесь с техническим заданием уже проще, потому что есть лого и есть цвета. Грамотный дизайнер сам поймет, как их упаковать в фирстиль, подходящий вам по роду деятельности. Обычно на выходе предлагается 2-3 варианта на выбор. Визуально это будет визитка и фирменный бланк или визитка и паттерн (узор из повторяющихся фирменных элементов). По этим элементам уже станет понятно, как можно использовать айдентику (элементы фирстиля) в работе.
(фирменный стиль авиакомпании «Руслайн», дизайнер Дмитрий Хаустов)
Этап четвёртый
Спасибо, что вы еще с нами. Вот последний пункт, ради которого мы все это затеяли. Многие, опять же, после разработки фирстиля думают, что дизайн-задача полностью закрыта, уже все по фэн-шую и можно продолжать работать над продвижением компании, продукта, проекта. Но мы подходим к финальному, очень важному для компании документу – гайдлайну.
Здесь, друзья, часто возникает большая путаница, многие принимают гайдлайн с бренд буком. Давайте разберемся с понятиями.
Гайдлайн — это паспорт торговой марки,технический документ, содержащий правила использования логотипа, шрифтов, цветов и размещения элементов фирменного стиля на различных видах продукции – бланках, сувенирах, торговых точках, одежде, транспорте и т.д.
Брендбук — это паспорт бренда, официальный документ компании, в котором описываются концепция и атрибуты бренда, целевая аудитория, позиционирование компании и другие данные.
Мы говорим о гайдлайне. Вам осталось только поставить задачу дизайнеру – что он должен включить в этот документ. Например, визитку, фирменный бланк, меню, подарочную карту, стойку рецепции. И вы получите на руки один из ключевых документов компании. Маркетолог не побоится поставить его в один ряд с Уставом, Стратегией, Структурой.
Дмитрий Хаустов, графический дизайнер:
«В Воронеже гайдлайн, в основном, есть у крупных компаний. Чем меньше компания, тем он реже встречается, как и четкое понимание принципов его использования.
Поэтому в моей работе довольно часто приходится сталкиваться с активным «творческим» участием заказчика в процессе разработки рекламных материалов. Зачастую это связано с недостаточной готовностью делегировать полномочия специалистам в конкретной области и желанием сделать на «свой вкус».
Теперь, с этим документом, вы смело можете приступать к разработке деловой документации, рекламных материалов, сайта, макетов рекламы, сувенирной продукции. Вы удивитесь, как быстро снимется вопрос дизайна и креатива, как все материалы будут смотреться стильно, едино и по-вашему.
В компании могут меняться сотрудники отдела маркетинга, дизайнеры, настроения, вкусы, но гайдлайн обеспечит вашу стабильность в глазах клиентов и партнеров. Лишь с его разработкой и использованием вас запомнят, увидят, выделят среди конкурентов. Фирменный набор продукции с использованием гайдлайна компании станет лицом вашего бизнеса, а здесь все знают, что встречают по одежке…
P.S. Если вы поняли, что ваш фирменный стиль недоработан, а маркетолог долгое время зудел по этому поводу – дайте ему премию: он хороший сотрудник.