Найти тему
7K подписчиков

Мифы о пользе мусоросжигания. Часть 3

193 прочитали

 "Мусоросжигание является самым опасным, дорогим и глупым способом обращения с отходами.

"Мусоросжигание является самым опасным, дорогим и глупым способом обращения с отходами. Однако несмотря на то, что сжигание стоит на последнем месте в иерархии обращения с отходами, закрепленной в 89 федеральном законе "Об отходах производства и потребления", именно этот варварский способ преподносится как наиболее эффективный. Часто из уст как простых людей, так и высокопоставленных чиновников мы слышим доводы в пользу мусоросжигания, основанные на непроверенной информации. Такие заблуждения тиражируются в СМИ, что вкупе с желанием разделаться с мусором раз и навсегда препятствует принятию взвешенных решений. Поэтому мы собрали наиболее часто встречающиеся ошибочные высказывания и прокомментировали их. Будьте образованными и повышайте информированность населения России. Чем больше людей будет понимать истинную опасность мусоросжигания, тем легче станет формирование системы обращения с отходами, основанной на возврате материалов в производственный цикл, принципах циклической экономики и устойчивого развития"

Татьяна Нагорская
Экологическое движение «РазДельный Сбор»

Миф № 11. Рециклинг и мусоросжигание: одно другому не мешает.
ЭТО НЕПРАВДА

Как уже говорилось, самой высокой теплотворной способностью обладают полимеры и бумага — те фракции, которые при условии селективного сбора прекрасно поддаются переработке. Без них работа МСЗ станет еще более затратной, а себестоимость генерируемой энергии возрастет. Поэтому между мусоросжигательной и перерабатывающей отраслями существует конкуренция за отходы.

В проекте Генеральной схемы санитарной очистки Санкт-Петербурга, разработанной Институтом прикладной экологии и гигиены по заказу Комитета по благоустройству в 2014 г. предлагалось принять меры по предотвращению изъятия из смешанных отходов востребованных на рынке вторсырья фракций (т.е. по факту запретить разделение отходов). Причиной называлось следующее: в Санкт-Петербурге планировали строить МСЗ, а любая предварительная сортировка с целью возврата вторсырья в хозяйственный оборот приводит к ущемлению интересов инвестора МСЗ, т.к. обедняет общий состав ТБО на горючие фракции.

В своем финальном отчете «Оценка схем раздельного сбора в 28 столицах ЕС» Европейская комиссия отмечает, что «опыт городов показывает, что инвестирование средств в инфраструктуру для раздельного сбора отходов вместо уничтожения смешанных отходов в инсинераторах приводит к снижению потребностей в сжигательных мощностях» и призывает пересмотреть необходимость инвестирования в сжигание смешанных отходов.

Таким образом, нетрудно сделать вывод, что при внедрении раздельного сбора отходов количество теплотворных фракций в смешанных отходах снижается настолько, что делает мусоросжигание еще более невыгодным. По вполне понятным причинам владельцы мусоросжигательных предприятий возражают против развития раздельного сбора отходов.

Миф № 12. Прямое мусоросжигание вредно, а вот производство и использование топлива RDF в России безопасно, так как это мировая практика.
ЭТО НЕПРАВДА

В Европе существует конкуренция не только между мусоросжиганием и вторичной переработкой, но и между системами раздельного сбора в местах образования отходов и автоматизированной сортировкой отходов. Практически везде в мире в той или иной степени практикуется раздельный сбор отходов. В то же время часть населения развитых стран по тем или иным причинам отказывается от скрупулезной сортировки. Большую лепту в образование смешанных отходов в Европе вносят и россияне, приезжающие на отдых.

Одной из технологий обработки отходов является автоматизированная сортировка. Чем выше степень сортировки в местах образования отходов, тем больше вторсырья попадает на переработку и меньше на автоматизированные сортировочные комплексы. Такие комплексы работают по следующему принципу: смешанные отходы проходят через сито, мелкие фракции (в основном пищевые отходы, обрывки полиэтиленов и пластика, битое стекло и т.д.) выпадают, более крупные направляются на транспортеры с магнитными и оптическими сепараторами. Сепараторы отделяют наиболее чистые фракции бумаги (макулатуры), полимеров, металлов. Загрязненные пищевыми отходами фракции практически не поддаются сепарации и попадают с транспортера в мощную «мясорубку», из которой выходит измельченная смесь, называемая «твердое топливо RDF». Степень измельчения зависит от настроек «мясорубки», возможны куски от 25 до 5 миллиметров. Измельченные фракции могут использовать россыпью, либо гранулируют или брикетируют.

Рекламные проспекты и видеоролики оборудования для производства RDF «гарантируют» высокое качество и безопасность использования твердого топлива за счет его неизменного сбалансированного состава. Технологи обещают, что в твердое топливо RDF войдут специально предварительно отобранные фракции (полимеры, макулатура, текстиль и т.п.) в заранее заданных пропорциях в соответствии с требованиями дальнейшей эксплуатации. На практике, в российских реалиях, достичь этого невозможно из-за отсутствия раздельного сбора отходов в местах их образования, особенно токсичных фракций ТКО (ртутьсодержащие предметы, химические источники тока, хлорсодержащие полимеры, лакокрасочные материалы и т.п.). Фактически состав твердого топлива RDF напрямую зависит от морфологии поступающих на сортировку смешанных ТКО, которые, в свою очередь, меняются от района к району, от сезона к сезону, и сильно разнятся, если это ТКО из офисов и магазинов или от придомовых территорий.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, справедливо считать, что сжигание топлива RDF, произведенного из смешанных отходов, можно приравнивать по «безопасности» использования к прямому сжиганию смешанного мусора. Об экскурсии на завод по автоматизированной сортировке и производству топлива RDF.

Миф № 13. Энергия из твердых отходов – возобновляемая.
ЭТО НЕПРАВДА

Жизнедеятельность человека всегда сопровождается отходами. С тех пор, как человек научился синтезировать новые вещества из первичных ископаемых, разнообразие отходов возросло, а большая часть отходов уже не может самостоятельно вернуться в природу и требует переработки. В настоящее время государства по-разному решают проблему отходов, но фактически есть только три самых главных способа обращения с ними: размещать на полигонах, сжигать или же перерабатывать, возвращая в хозяйственный оборот и экономя тем самым первичные ресурсы.

Так как территорий для размещения отходов на Земле становится все меньше и меньше, основными направлениями решения проблемы отходов называют переработку и термическое обезвреживание (в т.ч. сжигание). Для лоббирования государственной поддержки технологий мусоросжигания бизнес-сообщества провозглашают, что энергия, получаемая в процессе сгорания ТКО, хоть и дорогая, но возобновляемая, а, значит, может претендовать на «зеленый» тариф. В то же время ученые считают, что возобновляемую энергию получают из природных ресурсов – таких как солнечный свет, ветер, дождь, приливы и геотермальная теплота – которые являются возобновляемыми (пополняются естественным путем).

Так как ТКО в своем составе содержат фракции, произведенные из исчерпаемых источников энергии (нефть и газ) и с использованием водных ресурсов Земли, то приравнивать энергию от сжигания ТКО к ВИЭ неверно, а само сжигание твердых коммунальных отходов – это откровенное уничтожение далеко не бесконечных ресурсов Земли. В противовес сжиганию, вторичная переработка отходов позволяет сэкономить расход таких ресурсов как вода, нефть и электроэнергия за счет того, что в технологический цикл попадает не первичное сырье, а полуфабрикаты, уже прошедшие первичную подготовку «в прошлой жизни».

Миф № 14. О доверии к властям: если правительство так решило, значит это безопасно.
ЭТО НЕПРАВДА

Тема доверия, на самом деле, ключевая в разрезе сотрудничества общественности и властей в сфере экологии, поэтому хотелось бы говорить о ней с самого начала. Но говорить об этом труднее всего, как трудно говорить о недоверии к родителям, или предательстве друзей, или измене любимых.

Миллионы раз в разных уголках страны россияне сталкивались с ситуациями, когда природоохранное законодательство нарушается на глазах у изумленных жителей, а надзорные органы не реагируют на это, а если и реагируют, то судебная система под давлением «телефонного» права и тому подобных инструментов препятствует восстановлению права граждан на благоприятную окружающую среду. За последние годы чудеса на ниве законотворчества превзошли все наши ожидания. В том числе и в сфере формирования природоохранного законодательства и его исполнения.

Сокращаются возможности экологической общественности влиять на принятие решения: отменяются институты государственной экологической экспертизы, а значит и общественной экологической экспертизы в рамках государственной; упрощается процедура получения различных разрешений и согласований для ускорения реализации «важных» проектов; надзорные органы разрешают не проходить государственную общественную экспертизу Территориальным схемам по обращению с отходами. Замалчивается необходимость таких экспертиз для Региональных целевых программ. Закрываются глаза на то, что 89 ФЗ настаивает на первоочередном возврате отходов в хозяйственный оборот, и утверждают план строительства сразу нескольких мусоросжигательных заводов.

Вполне понятно, что, учитывая складывающуюся картину, жители нашей страны хотели бы, но не могут полностью доверять решениям правительства в области экологии. В то, что сжечь отходы – экологичнее, чем их собирать раздельно и переработать. В то, что выбросы в атмосферный воздух от МСЗ будут чистыми и безвредными; фильтры отходящих газов будут меняться так часто, как этого требует технология, и захораниваться со всеми предосторожностями на специальных полигонах (и как же тогда лозунг «нулевое захоронение»?). Как поверить в то, что нужно дотировать возобновляемую энергию из мусора, если этот мусор сделан из невозобновляемых ресурсов? Как рассчитывать на авторитетное мнение экологов, если экологов уже призывают делить на конструктивных и неконструктивных? Все эти «как?» делают необходимым создание вот таких документов, где каждый гражданин имеет возможность сам разобраться, что хорошо, что плохо.

Предыдущая часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5dae8f9d5cb3460aaaea35/mify-o-polze-musorosjiganiia-chast-2-5aacbd3757906af6466e2777

Источник: http://www.rsbor.ru/library/mify-msz/