Найти тему

МАЗ-538 - настоящий военный трактор.

Обычный сельскохозяйственный трактор К-700 Кировец часто обвиняют в том, что он был создан то ли как танковый, то ли как ракетный тягач. Ответственно заявляю, что это не так. Настоящий двухосный тягач в понимании военных выглядит именно так, как МАЗ-538. (Ну а как выглядит настоящий ракетный тягач можно посмотреть тут МАЗ-537+ вышка 40В5М

Как можно догадаться по наименованию, разработан в Минске, в 1964 году был принят на вооружение под индексом ИКТ -С - инженерный колесный тягач средний. Серийное производство велось на заводе в Кургане.

Двигатель Д12А-375 - прямой потомок легендарного танкового дизеля В-2. Трансмиссия гидромеханическая состоящая из гидротрансформатора, коробки перемены передач, двухступенчатой раздаточной коробки с реверсом и двух ведущих мостов. Ведущие мосты имеют колеса большого диаметра с широкопрофильными шинами постоянного давления. Экранированное электрооборудование напряжение 24 В.

На базе МАЗ-538 производились:

1. ТМК-2 - предназначена для рытья траншей различного профиля и конфигурации в мерзлых и талых грунтах.

Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование расширяет диапазон выполняемых работ, позволяя производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.

Возможна установка оборудования для путепрокладчика: Прокладка колонных путей, обеспечивающих продвижение техники по бездорожью, а также подготовка и содержание дорог, расчистка от снежного покрова.

Траншейная машина ТМК-2 на базе МАЗ-538.
Траншейная машина ТМК-2 на базе МАЗ-538.

-3

-4

2. ПКТ, ПКТ-2 - путепрокладочный колесный тягач (путепрокладчик) на шасси 538 служил для прокладки на местности колонных путей сообщения, постройки, ремонта, расчистки и планировки грунтовых дорог, отрыва элементов дорожного полотна, а также для проведения общих землеройных и строительных работ. В отличие от бульдозера БКТ был оборудован трехсекционным плужным отвалом с гидравлическим регулированием положения двух откидных боковых секций (крыльев), шарнирно закрепленных на его средней части. Перед отвалом или позади него устанавливалась стальная лыжа для ограничения степени заглубления в грунт и разгрузки гидроцилиндров навески.
  В зависимости от взаимного положения крыльев и вида выполняемых работ ширина захвата составляла 3,2 – 3,8 м, производительность – до 10 км проложенных путей в час, на землеройных операциях – до 80 м3/ч.

-5

3. БКТ – многоцелевой бульдозерный колесный тягач на шасси МАЗ-538 применялся для отрыва различных войсковых инженерных коммуникаций, траншей, котлованов, очистки больших территорий и проведения других землеройных операций на разных типах грунтов. Его рабочим органом являлся прямой отвал шириной 3,3 м заднего расположения. Производительность БКТ при разных операциях колебалась от 60 до 100 кубометров грунта в час. В снаряженном состоянии машина массой 17,6 т могла работать на подъемах и спусках величиной до 25 и на склонах до 12. На длиннобазном шасси КЗКТ-538ДП монтировали более эффективную бульдозерную машину БКТ-РК2 с отвалом переднего расположения, тяговой лебедкой с анкерным устройством и задним поворотным пятизубым рыхлителем-корчевателем для работы на самых тяжелых грунтах, в том числе с промерзанием на глубину до 15 см. Ее максимальная производительность увеличилась до 120 м3/ч. Запас хода составил 800 км.

-6

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- полная масса - 16500 кг;
- число мест в кабине – 2;
- максимальная скорость - 45 км/ч;
- двигатель - Д-12А-375А;
- мощность двигателя при 1650об/мин - 375 л.с;
- длина - 5870 мм;
- ширина - 3120 мм;
- высота по кабине - 3100 мм;
- база - 3000 мм;
- колея - 2520 мм;
- дорожный просвет - 480 мм;
- расход топлива на шоссе на 100км - 100 л;
- запас топлива - 2х420 л;
- преодолеваемый подъем - 30 град;
- глубина преодолеваемого брода - 1,2 м;
- максимальный угол крена - 18 град.

Машины имеют просто гигантскую производительность, но вместе с этим низкий ресурс и высокую стоимость, в связи с чем в мирной жизни не прижились, хотя и бывают исключения.

-7

ПКТ-2 на службе в ДРСУ.
ПКТ-2 на службе в ДРСУ.