Найти тему
МИСТЕР МИТСУБИСИ

"Аякс" - русское покорение гиперзвука

Гонка вооружений и в том числе соперничество в создании гиперзвуковых летательных аппаратов начались еще в годы «холодной войны». Ведущие конструкторы и инженеры СССР и США активно работали над созданием самолетов, преодолевающих скорость звука и благодаря технологическому прогрессу подобных характеристик, удалось достичь достаточно быстро. Однако, это было только начало и останавливаться на достигнутом никто не собирался. Одной из наиболее прорывных разработок в этой области был проект гиперзвукового самолета «Аякс», способного развивать скорость свыше 14 тысяч км/ч....

Отечественная концепция принципиально нового гиперзвукового самолета была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом, который работал в Санкт-Петербургском Hаучно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец». Советский проект «Аякс» создавался в ответ на американские планы создания гиперзвукового разведчика Aurora, но затем превратился в проект гиперзвукового самолета глобальной дальности и первую ступень для вывода полезной нагрузки на орбиту.

-2

Главной изюминкой «Аякса» стало то, что основной инициатор проекта – Владимир Фрайштадт предложил не защищать гиперзвуковой аппарат, перемещающийся с огромной скоростью, от тепла, а наоборот впустить тепло внутрь для увеличения энергоресурса аппарата. Согласно предложению Фрайштадта гиперзвуковой летательный аппарат «Аякс» (ГЛА) должен был стать открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой во время всего атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилировалась бы его бортовыми подсистемами, преобразуясь в электрическую и химическую энергию и повышая общий ресурс аппарата. Такой подход решал одну из глобальных проблем – охлаждение гиперзвукового самолета. Концепция предложения в проекте «Аякс» была революционной, она обладала большим коэффициентом новизны, а значит и большим техническим риском.

В качестве маршевого двигателя планировалось использовать магнито-плазмохимический двигатель, который включал в себя МГД-ускоритель и магнитогазодинамический генератор. За счет торможения магнитным полем гиперзвукового потока создавались оптимальные условия для сгорания топлива в сверхзвуковой камере сгорания. Параллельно с этим должна была генерироваться электроэнергия мощностью до 100 МВт. В случае необходимости увеличить скорость полета МГД-ускоритель мог еще больше разогнать продукты сгорания, что позволило бы аппарату развить скорость на уровне 25 махов, а также обеспечить ему выход на околоземную орбиту.

-3

Предполагалось, что дальность действия «Аякса» будет составлять до 20 тыс. км., без дозаправки на скорости выше 10 тыс. км/ч, а «потолком» самолета станет высота в 30-60 км. При этом, располагая достаточно мощной бортовой электроэнергией, «Аякс» мог решать задачи по-настоящему планетарного масштаба. К примеру, за два часа доставить груз в любую точку планеты или использоваться для осуществления экологического и метеорологического дозора за поверхностью Земли. Кроме того, предполагалась возможность использования «Аякса» для оказания помощи космическим кораблям на околоземных орбитах или терпящим бедствие в Мировом океане судам.

Долгое время инженера Владимира Фрайштадта обвиняли в том, что он работает над созданием вечного двигателя и то, что у него не научный подход к работе и лишь в 1987 году, комиссия, которой руководил вице-президент Академии Наук Велихов вынесла вердикт – концепция «Аякс» не является вечным двигателем и не нарушает физических законов.

Нужно отметить, что советский «Аякс», действительно, являлся уникальной разработкой, где по задумке создателей должны быть воплощены в жизнь самые современные технологии. Однако, после развала СССР вся техническая документация была задвинута на самую пыльную полку, и «Аякс» повторил судьбу «Бурана». В настоящее время будущее проекта и других российских гиперзвуковых летательных аппаратов зависит исключительно от финансирования и хочется верить, что надежда на благоприятный исход есть, особенно учитывая, что другие важнейшие образцы оружия и техники в области гиперзвука получают государственную поддержку.

© Андрей Рухлов

Наука
7 млн интересуются