Найти тему
АВТОМОБИЛИЯ

Союз американского с нижегородским. Как Форд стал ГАЗом

Оглавление

Символ первой пятилетки

Советской стране, взявший курс на индустриализацию народного хозяйства, предстояло в короткий срок создать мощную промышленность, способную обеспечить отражение любой агрессии. Первым пятилетним планом развития ставилась задача строительства и введения в строй сотен промышленных предприятий, электростанций, тысяч километров железных дорог, формирования новых отечественных отраслей, в том числе тракторо- и автомобилестроения. Для дорожной сети СССР, представленной, в основном, дорогами с низким качеством покрытия, требовались надежные грузовые и легковые автомобили.

ГАЗ-А.
ГАЗ-А.

Американский вклад в советское автомобилестроение

После долгого, скрупулезного анализа технических возможностей продукции зарубежного автомобильного рынка выбор советских специалистов пал на модели компании «Ford Motor», первой предложившей технологию конвейерного производства, что открывало возможность быстро обеспечить развивающуюся экономику нужным количеством недорогих автомобилей. После заключения с американским автогигантом договора о сотрудничестве на Волге при использовании заокеанских специалистов и документации началось строительство Нижегородского автозавода, вскоре переименованного в Горьковский одновременно с присвоением в 1932 г. Нижнему имени великого пролетарского писателя. В цехах нового предприятия планировался выпуск легкового НАЗ-А, затем – ГАЗ-А и первой советской полуторки ГАЗ-АА. Маркировка повторяла принцип наименования фордовских моделей-прототипов.

В годы, когда в СССР только задумывался масштабный проект первой пятилетки, на заводах Форда перешли к выпуску автомобиля «Ford A», сменившего прославленный, но уже безнадежно устаревший двадцатитрехсильный «Ford T». Мотор нового Форда был взят от предка и подвергнут серьезной модернизации – для увеличения объема двигателя были расточены рабочие цилиндры и поставлены новый коленчатый вал и шатуны, что обеспечило увеличенный ход поршня. В результате мощность двигателя с объемом 3,285 л выросла до 40 лошадиных сил, что было в то время существенно.

Новая модель Форда имела ряд других особенностей. Масляное сцепление заменили на сухое дисковое, исключившее самопроизвольное трогание машины с места при заведении ручкой, что прежде часто случалось при недостаточном прогреве масла. Проблема решалась установкой стартера и аккумулятора, но расчетливый Форд вывел их за рамки базовой комплектации, чтобы сохранить низкую стоимость автомобиля – 385 долларов. Зато компания получила надежную платформу, на которой были созданы грузовой «Форд-АА» и трехосный «Форд-ААА», что открывало путь к серийному производству машин, способных завоевать авторынок любой страны.

Эффектный вид новому «Форду» придавали блестящие металлические спицы колес, сменившие деревянные. Конструкция не требовала регулировки их натяжения, и спицы приваривали к ободу и ступице. Кузов крепился к несущей раме из соединенных заклепками профилей коробчатого сечения, которая, в свою очередь, передавала нагрузку на оси посредством поперечных рессор. Бамперы изготавливали из двух гнутых стальных полос. Топливо поступало самотеком из бензобака, расположенного под капотом у самого лобового стекла. Бензонасос не требовался, зато необходимо были перекрывать нижний кран топливного бака каждый раз после заглушки мотора. Близость бензобака к сиденью первого ряда и протечки крана создавали дополнительную угрозу пожара. Зато установленный на руле рычажок постоянного газа позволял обеспечивать автомобилю на ровной дороге желаемую скорость без дополнительных нажатий на акселератор. Второй рычажок на руле предназначался для ручного управления зажиганием, что сегодня происходит автоматически. Для ручного торможения использовалась стальные ленты, размещенные в задних тормозных барабанах. Механизм клапанов исключал регулировку – их стержни просто немного спиливали при необходимости. Малая (4,2) степень сжатия позволяла заливать в топливный бак керосин, спирт и некоторые другие виды горючего, Автомобиль имел трехступенчатую коробку передач, кожаный салон, возможность поворота трехслойного лобового стекла, форточки и матерчатый тент, используемый для кузова типа «фаэтон».

-3

Первые в СССР

В конце декабря 1932 г. колонна, сформированная из 25 легковых ГАЗ-А и 25 грузовых ГАЗ-АА успешно преодолела путь до Москвы. Летом 1933 г. советские автомобили участвовали в Каракумском автопробеге, пройдя 9,5 тыс. км по грунтовкам и сыпучим пескам. Горьковские специалисты оснастили автомобиль воздушным фильтром, усиленными картером сцепления и рулевыми механизмами, использовали метрическую резьбу вместо принятой в США дюймовой. Мощность двигателя довели до 42 «лошадей».

Автомобиль отличала простота и легкость конструкции, он весил немногим более тонны, развивал скорость до 90 км/ч и был надежен в эксплуатации. Удивительно, что во всей конструкции присутствовал лишь 21 подшипник качения (в современных моделях их около 200). Подшипники скольжения с баббитовыми вкладышами, подгоняемыми вручную, требовали замены через 30-40 тыс. км. Овальный шильдик пятиместного фаэтона украшали буквы «ГАЗ».

Выйдя на полную мощность, горьковский автогигант наращивал производство: в 1933 году с конвейера сошло 10 тысяч ГАЗ-А; в 1935 г. число выпускаемых легковушек почти удвоилось. При этом, с учетом производства грузовиков, нижегородцы уже 17 апреля 1935 г. с триумфом выкатили за ворота стотысячный автомобиль своего завода – им стал ГАЗ-А с цифрой «100000» на решетке радиатора. Небольшое количество ГАЗ-А выпустил московский завод КИМ, являвшийся некоторое время филиалом Горьковского автозавода.

Специалисты считают, что некоторые элементы нижегородского «Форда», как одно время называли ГАЗ-А, были бы оценены и в наше время – например, рычажок постоянного газа, или ленточный спидометр, показывающий в окошке число, соответствующее набранной скорости, вместо уже привычной стрелки.

Такси, пикап, броневик

Конечно, в советском государстве 1930-х, новая техника в первую очередь поставлялась на стратегически важные направления. Поэтому большинство «ГАЗ-А» было выпущено для армии и управленческого аппарата. И стала самым массовым таксомотором страны периода первых пятилеток, завершившим эру частных извозчиков. Шестнадцать новеньких «Рено», появившихся в 1925 году в Москве, сломали бизнес героя романа Ильфа и Петрова пана Козлевича, но не могли составить превозмочь численный перевес пролеток и ландо. К 1930 году таксопарк Москвы насчитывал около двухсот автомобилей-иномарок. Выпускники горьковского конвейера влились в их число только в 1935-м. На их бортах впервые появились знаменитые «шашечки», придуманные столичным водителем Н. В. Фокиным. Справа на машине устанавливался таксометр с флажком, позволяющим издалека видеть, свободен ли автомобиль для посадки пассажира.

А вот брезентовый тент и съемные боковины с окошками таксисты забраковали. На заводе пробовали собирать четырехдверные седаны ГАЗ-3 и ГАЗ-6, но их сборка требовала длительной подгонки. Тогда предприятие «Аремкуз» в Москве приступило к монтажу на шасси ГАЗ-А кузовов собственной конструкции на деревянном каркасе, выпустив их не менее 500 шт. Масса автомобиля при этом выросла на 300 кг.

ГАЗ - 6.
ГАЗ - 6.

Колесная база ГАЗ-А вкупе с кабиной от горьковской полуторки была использована для производства пикапов ГАЗ-4 с металлическим кузовом, тентом и дверью в задней стенке, выпускавшихся до 1937 года и способных перевозить до полутонны груза, почту, небольшие партии товаров или шесть пассажиров. Запасное колесо помещалось в нише над левым крылом. Эта модификация пережила своих прародителей – ГАЗ-4 ездили по столице до конца 1940-х. Пикап весил без нагрузки чуть более тонны, а дорожный просвет в 20,5 см позволял ему уверенно колесить по проселочным дорогам. За три года было выпущено 10,5-10,6 тыс. таких машин.

ГАЗ - 4.
ГАЗ - 4.

Из других модификаций особый интерес вызывает обтекаемый ГАЗ-А «Аэро», предложенный инженером А. О. Никитиным – это первая отечественная машина с аэродинамически чистым кузовом, своим внешним видом больше напоминающая модельный ряд 1950-х. Любопытно, что в конструкции кузова применялся деревянный каркас, к которому крепилась стальная обшивка, убирались выступающие подножки, бамперы, запаска. Изготовленный в единственном экземпляре «Аэро» развивал скорость до 106 км/ч.

ГАЗ - А «Аэро».
ГАЗ - А «Аэро».

На базе ГАЗ-А и ГАЗ-АА выпускались кареты «Скорой помощи», небольшие автобусы, двухтонный трехосный грузовик ГАЗ-ААА, самосвал. Предполагалось также запустить в производство автомобили ГАЗ-А «Кегресс» со сменным движителем. При необходимости вместо задних, ведущих колес устанавливались гусеницы, на передние надевались лыжи, что позволяло двигаться по неглубокому снегу. Однако смена движителя занимала до двух часов, и от идеи отказались. В Красную Армию поступал также спроектированный инженером Н. И. Дыренковым на этой же базе бронеавтомобиль Д-8, имевший сварной корпус с углами наклона, впервые примененными как дополнительная защита от пуль.

ГАЗ - А Скорая помощь.
ГАЗ - А Скорая помощь.

ГАЗ - ААА.
ГАЗ - ААА.

ГАЗ-А «Кегресс».
ГАЗ-А «Кегресс».

Бронеавтомобиль Д-8.
Бронеавтомобиль Д-8.

Последние ГАЗ-А сошли с нижегородского конвейера в 1936 г., уступив место знаменитой «эмке». Всего было выпущено 41 917 автомобилей этой модели.

Понравилась статья?

Подписывайся на канал и ставь лайк!

Так ты будешь получать больше интересных и полезных статей от нас.