Начнем с фармежки.
Дота это не только фарм. Очень мало известных игроков выдают реально сильные показатели по фарму. В основном они все находятся примерно на одном уровне. Те же суппорты типа куроки или акке фармят в паб-играх так же, как и хвост и лода. Они отличаются количеством опыта на своих ролях и игровыми решениями. В то время, как решения куроки по большей части влияют на игру в первые 15 минут (дальше он может сделать что-то реально крутое, но в основном его герои теряют актуальность), решения хвоста влияют на исход игры с первых минут, и приобретают особую важность в мид- и лейтгейме. То есть на нем лежит больше ответственности и, соответственно, от него требуется больше сосредоточенности и аккуратности при принятии решений.
Фарм это дело важное, но не первой важности. Juice писал, что навыки фармежки могут продвинуть вас реально далеко, но глубокое понимание игры - еще дальше.
Когда вы играете на шторме и на 20ой минуте у вас из ниоткуда орчид и бладстоун, согласитесь, это очень солидно. Такой шторм танком проезжает по всей команде противников. При этом, на уровне меньше 4000 ммр почти неважно, что этот шторм будет делать. Он просто убьет всех и его команда победит. У соперников элементарно не хватит навыков (даже если будут средства), чтобы его остановить. Поэтому первое, с чего надо начать - фарм. Про тренировку на сф я уже писал, но лэйн фарм - это лишь малая часть того, как должен фармить керри. В вашем распоряжении леса, древние и 3 лайна и вам стоит научиться правильно их выфармливать, не теряя времени на непонятные круги и зигзаги, на ходьбу в целом. Вообще, при игре за любого героя с каким-то мидгейм или лейт- потенциалом у вас должно быть 2 основные функции: фармить и убивать. Вам не нужно ставить варды, организовывать какие-то ганги. Пока ваши команды не дерутся - вы фармите как бешеный, когда они дерутся и у вас есть возможность быстро прийти и помочь им - идите и помогайте, пушьте башни и фармите. Если возможности помочь нет - бегите на лайн, фармите и пушьте башни, это самое полезное, что можно сделать для команды. Очень важно вовремя осознать ваше преимущество. Когда у вас 3 слота на 20ой минуте, вы, вероятнее всего, можете в соло убить всю команду врагов. Когда у вас 4 слота на 30ой и 5 на 40ой - это уже не так круто, потому что у врагов тоже появляются слоты. Никаких определенных правил нет. Если вы мидовый шторм, а против вас куча героев с эскейпами - забейте на ганги, даже если ваша команда фидит. С большей вероятностью вы либо уйдете ни с чем, либо фиданете сами, либо убьете кого-то, но получить 300 золота за убийство и потратить на это 2 минуты, это не так круто, как сфармить 4 пачки крипов и заработать 700-800 золота. Никто не запрещает хватать килы, которые попадаются под руку (загулявшие на рунах саппорты, легкий килл вражеского мидера), но заиметь этот ранний орчид чрезвычайно важно. Когда вы получаете орчид, вы можете убивать нон-стоп и выфармливать все, что попадается на глаза, и чем раньше это произойдет, тем лучше. Когда вы играете за пака, то иметь даггер тоже жизненно необходимо. Даггер на 10ой даст вам возможность идти с 4мя тиммейтами пушить башни и убивать врагов. На 15ой у вражеской луны уже может появитсья бкб, у акса его даггер или вг и т.д. и т.п. и ваш даггер уже не так крут.
Когда вы играете на сильном хард-керри, и враги располагают таким же - все сводится к вашему противостоянию в лейте, то есть, опять же - фармить, фармить, фармить.
Позиционирование.
На уровне ниже 4000 ммр глупые смерти тому же шторму - обычное дело. У этого героя очень большой радиус инициации и вам стоит хотя бы примерно представить, что он с вами сможет сделать, как только вы покажетесь ему на глаза. Если вы представляете хардкорное порно - значит держитесь подальше. И это только маленькая часть такого обширного понятия, как "позиционирование". Позиционка везде - на войне, в доте и в сексе. Так что, после того, как вы выфармите к 20ой минуте бладстоун и орчид на шторме - перед вами становится задача - как увернуться от ульты тайда, энигмы, сайленса скаймага, а еще не попасться антимагу на глаза. Задачка не из легких, но в вашем арсенале (головная коробка) точно должны быть какие-то инструменты. Стоит только подумать. Я в таких ситуациях прибегаю к "мясной" стратегии. Заключается она в том, чтобы пустить в расход своего акса, например, и дать повариться в блекхоле своей луне, а самому в сторонке быстро отпинать скаймага, и улететь подальше от антимага. Что-то типа этого. Количество позиций, которые могут занять враги, больше, чем вы себе можете вообразить, поэтому все зависит от вашей смекалки. Ко мне это все пришло с опытом. 3000 игр, в большинстве из которых ты думаешь и анализируешь, как-никак, приносят свои плоды.
Другая ситуация, это когда вы Энигма и вам нужно поймать соперников, когда они выберут плохую позицию. В голове всегда должны удерживаться мысли в стиле "надо поймать всех, кто иначе собьет мой блэкхол/надо поймать того, кто вносит самое большое количество урона и т.д. и т.п." и в соответствии с этим уже выбирать подходящий момент.
Есть еще и особенности на стадии лэйнига, когда вам стоит уловить момент, в который соперники могут себе позволить пойти за вами прямо под башню, или когда на карте нет 2ух вражеских саппортов и вы не знаете, кто и где подобрал руну. Поначалу это все будет трудно укладываться в голове, вызывать головные боли (с непривычки), но позже все станет происходить бессознательно, без какого-либо напряжения.
Реакция.
У меня с реакцией проблем нет, ибо я выходец сетевых шутеров и в прошлом частый гость на aim400kg. Другое дело, что соперники часто двигаются без какой-либо логики, и уловить тот самый момент, когда они подставляются, довольно сложно. Одно скажу точно - если вы заходите через руну и враг на любое ваше движение к нему жмется под башню - значит он вас видит. Гениально.
В то время, как на уровне ниже 5000 ммр соперники обычно дают вам тонну времени на то, чтобы прореагировать на их ошибку, на уровне выше у вас будут мгновенья. Помню как-то давно я играл в очень сильном стаке против очень сильного стака и просто не успевал блинкаться и дизейблить врага. Я просто не осознавал вовремя, что могу это сделать и это принесет убийство. Сейчас у меня с этим дела получше, но от совершенства я еще очень далек.
Скорее всего, в этом могут помочь только реплеи. Смотрите почаще стримы профессиональных игроков и реплеи своих игр, замечайте их действия и ищите свои упущенные возможности.
В идеале должен проработаться рефлекс. В течение игры вы определяете для себя, кто является важной целью, а дальше, руководствуясь картой и знаниями возможностей соперников, автоматически прожимаете кнопки. Надеюсь, теперь вы понимаете, насколько простое занятие - фармежка, по сравнению с тем, чему вам еще предстоит научиться.
Переоценка своих возможностей/недооценка соперника.
Этим страдают очень многие. Вот только на днях видел, как одна ошибка, я бы даже сказал "неудавшийся понт" Денди, стоила ему и его команде игры. Он решил, что сумеет быстро прожать кнопки и переловчить шторм спирита соперников, когда его команда обладала огромным преимуществом. Он мог этого не делать, реально мог, это было совсем не обязательно, но он просто решил рискнуть на пустом месте и глупо умер. Потом очень просто умерла его команда, упала одна сторона, потом он, уже выведенный из равновесия собственной ошибкой, отдался шторму еще раз, что второй раз за 2 минуты лишило команду возможности задефать базу, упала вторая сторона, команда умерла еще раз, потом он также просто умер третий раз и упал трон. Когда такое наблюдаешь, испытываешь смешанные чувства. Жалко слитую катку, потому что его команда с большим трудом набирала преимущество, а с другой стороны, хорошо, что нашелся шторм спирит, который так серьезно уделал одного из топовых игроков в мире, наказав его за то, что тот поставил себя выше других.Но это все игры очень сильных дотеров, а мы вернемся к нашим привычным 3000-4000 ммр.Если Денди переоценил скорость своих пальцев, то среднестатистические игроки банально переоценивают своего героя. Смешной войд 6го лвла, с максом баша, который лезет на мидовую лину, просто потому что привык к тому, что она дохлый саппорт. Трипл и ультра киллы бедного одинокого вайпера, который стоял себе и фармил мид, никого не трогал... Не думаю, что можно придумать какие-то способы тренировки таких вещей. Просто старайтесь следить за уровнем соперника, который стоит против вас на лайне, за содержимым его инвентаря и количеством маны и прикидывать, что ему нужно сделать, чтобы вас убить. Не забывайте поглядывать на карту и спрашивать себя "кто ему должен помочь, что он смог меня убить?".Получается реально много вещей, которые нужно удерживать в голове, и я очень сомневаюсь, что кто-то сразу научится все это применять, поэтому я советовал бы делать это постепенно и на разных героях. Игра на мипо, например, научила меня быстро фармить иллюзионистами, игра на фурионе - постоянно смотреть за лайнами и картой и держать уровень маны, игра на бх - чекать инвентари соперников, игра на скаймаге против темпларки - чекать ее инвентарь на наличие блинка, игра на энигме - помнить о том, какие цели в приоритете для блэкхола, против энигмы - держать ее в поле зрения и рассредотачиваться, когда я ее не вижу, на шторме - ждать подходящего момента, чтобы инициировать на желаемую цель, на пудже - выдержка и смекалка, на сфе - нажимать кнопку S. Разные герои учат вас разным навыкам, это я скажу совершенно точно. Необходимости сужать пул героев до определенной роли у вас нет. Пытаться добиться каких-то успехов с командой и тренировать роль, если у вас ниже 5500 соло ммр - пустая трата времени. Между обычными паберами с 6000 ммр и профессионалами с 5500 - пропасть, даже если первым очень хочется верить, что они играют не хуже. Профессиональная сцена в дота2 стоит особняком для неопытных паберов, поэтому, не имея побед против профессионалов в обычных пабах, у вас просто нет шансов оказать им сопротивление на их территории - вас и вашу команду будут втаптывать в пыль одним только личным скиллом, никакого тимплея и вовсе не понадобится.
Контроль.Прожимать кнопки, уверяю вас, самое простое, что есть в этой игре. Могу в качестве примера привести свои игры на мипо и инвокере. Сначала я зашел в закрытую игру на мипо и потратил 10 минут на комбинацию блинк+w+tab и сыграл на нем пару игр в пабе. Потом так же в закрытой игре перепробовал разные комбинации на инвокере (часа полтора), потом сыграл игр 10 на инвокере. После этого ни тот, ни другой герои практически не вызывали трудностей. Да, я и сейчас по-прежнему часто путаюсь в кнопках и иногда фейлю комбинации, но это, скорее, оттого что я редко на них играю, а не потому что это сложно. Знаю еще, что когда люди учатся, они часто забывают о том, что уже приобрели какой-то артефакт (не прожимают меку/бкб/хекс и пр.), это дело привычки. Наиграете какое-то количество игр и пройдет.