Р.М.Огоркевич
В настоящее время стекловолокно испытывается для возможного использования в корпусах боевых машин.
Параллельно с проводимой в Соединенных Штатах Америки работой по бронированной машине из композиционных материалов (CAV) с корпусом из стекловолокон, соединенных смолой, в Великобритании проводится исследовательская разработка другой такой машины. Однако между ней и машиной CAV США существуют значительные различия и она примечательна как первая европейская боевая машина с корпусом из композиционных материалов.
Разработку этой машины, названной перспективной платформой бронированной машины из композиционных материалов (ACAVP), ведет Чертсинское отделение управления НИОКР министерства обороны [DRA(Сh)] при участии фирм “ Шорт брадерз” и “Виккерс дефенс системз” (VDS). Через своего предшественника, научно-исследовательский центр по боевым машинам, управление DRA(Сh) занимается машинами из композиционных материалов с 1960-х годов, когда фирма “Роллс-Ройс композитс” провела исследование конструкции бронированного корпуса из композиционных материалов фирмы “ Бристоль” для гусеничной разведывательной машины “Скорпион”. Отделение DRA(Ch) отвечает в настоящее время за программу по машине ACAVP в целом, а также за модель на этапе разработки. Фирма “Шортс” должна изготовить корпус, а фирма VDS осуществляет подробную разработку и будет собирать машину.
Чтобы не отвлекаться на про-
блемы, не являющиеся центральными для программы, отделение DRA(Ch) сохранило компоновку обычной боевой машины. В машине ACAVP два члена экипажа будут размещаться в передней части корпуса, а силовая установка - в кормовой части. В средней части корпуса предусмотрено место для боевого отделения с двухместной башней, где в испытательных целях будет установлена башня из алюминиевой брони колесной разведывательной машины “Фокс” с 30-мм пушкой.
По хорошо понятным причинам в систему обеспечения подвижности машины ACAVP не будет включен ни один непроверенный элемент. Она будет иметь почти такую же силовую установку, как на машине “Дезерт Уорриор”, которую фирма GKN производит для Кувейта и которая создана на базе БМП “Уорриор” сухопутных войск Великобритании. На ней будет установлен дизельный двигатель CV-8 ТСА V-8 фирмы “Перкинз” мощностью 410 кВТ (550 л.с.), соединенный с трансмиссией Х-300-4В фирм “Перкинз” и “Аллисон”. Ее бортовые передачи, торсионная подвеска с лопастными амортизаторами и гусеницы тоже будут такими же, как у машины “Уорриор”.
Все это позволяет сконцентрировать программу по машине ACAVP на решении двух основных проблем в разработке бронированных машин из композиционных материалов: конструкции корпуса и возможности его производства. Подобно корпусу машины CAV США, корпус машины ACAVP состоит из верхней и нижней отливок. В отличие от машины CAV, эти две отливки сделаны из одного и того же материала - стекловолокна, связанного эпоксидной смолой. Этот материал используется для верхней половины корпуса машины CAV, а нижняя его половина, как это ни странно, состоит из стекловолокна не с термореактивной смолой, а с термопластом на основе полифениленсульфида.
Волокно, используемое на машине ACAVP, из общепринятого Е-стекла, тогда как волок-
но, используемое на машине CAV, из стекла S-2, что делает его прочнее,но почти в четыре раза дороже.
Различия имеются также в методе обеспечения баллистической защиты корпусов из композиционных материалов от бронебойных снарядов. На машине CAV он заключается в использовании плиток из алюмооксидной керамики, заделанных в эпоксидный слоистый стеклопластик, и приболчиваемой брони, материал которой не определен. На машине ACAVP баллистическую защиту предполагается усилить за счет использования дополнительной “металлической брони”, которая, как ожидают, будет лучше противостоять многочисленным попаданиям, чем керамические плитки, и которую можно легче снять и заменить.
Сам эпоксидный слоистый стеклопластик обеспечивает хорошую защиту от осколков снарядов, особенно в некоторых частях корпуса, где толщина этого слоистого материала достигает 60-65 мм. Прочность слоистого материала объясняется, несомнено, наличием стекловолокна; следовательно, важно, чтобы содержание стекла было
по возможности высоким. Фактически, в опытных отливках, сделанных для машины ACAVP при использовании процесса литья с передачей смолы, было достигнуто 60-процентное (по объему) содержание стекловолокна.
Масса корпуса и брони машины ACAVP должна составлять в готовом виде около 9000 кг, что сделает ее корпус легче, чем металлический корпус, эквивалентный по баллистической защите.
По предварительной оценке, снижение массы корпуса машины ACAVP из композиционных материалов будет более основательным, нежели 33-процентное снижение массы корпуса, заявленное для машины CAV США, и более того, по некоторым высказываниям, на этом корпусе снижение массы может достигнуть 40%.
Большее значение, чем снижение массы корпуса, имеет снижение полной массы машины, которая для машины ACAVP составит в боевом снаряжении 22т. Для машины CAV, которая по массе близка к машине ACAVP, снижение полной массы, как ожидают, составит 10%.
Рис.1. Компьютерное изображение машины ACAVP, на котором показаны подвеска, и другие элементы обеспечения подвижности от БМП “Дезерт Уорриор”. На ней в испытательных целях будет использоваться также башня разведывательной машины “Фокс”
Такого порядка снижение массы не является достаточным для обоснования принятия корпусов из стекловолокна, связанного смолой. Однако необходимое уменьшение массы менее важно на этой стадии разработки, чем оценка возможности производства таких корпусов, с экономической точки зрения, и их удовлетворительной эксплуатации. Это не выяснится до тех пор, пока они не будут изготовлены, что применительно к машине ACAVP должно произойти к концу 1997г.
R.M. Ogorkiewicz
High-Fibre Diet for Armour.
Jane’s International Defense
Review,1996, NO1,