Найти тему
Рыбарь

Иран запросил увеличение квоты на хадж

Иран в конце февраля попросил Саудовскую Аравию увеличить квоту для своих граждан на участие в хадже. Казалось бы, что здесь может быть такого? Для какой-нибудь Иордании или Омана это было бы обычным делом. Но речь идёт о двух непримиримых религиозных соперниках, которые год от года вставляют друг другу шпильки и посменно обвиняют в поддержке терроризма, разработке ядерного оружия, коррупции, ущемлении прав и свобод человека и прочих нарушениях демократических норм приличного общества.

В 2016 году Саудовская Аравия осталась без иранских паломников. Официальной причиной была названа массовая давка в Мекке, годом ранее унёсшая жизни свыше 400 персов. Однако данное происшествие явилось скорее поводом, нежели причиной.

Для хотя бы поверхностного понимания данного события надо обратиться к экономической и политической подоплёке хаджа как такового. Любой верующий россиянин знает, что самые могущественные православные святыни находятся в Иерусалиме. Посетить Храм Гроба Господня – заветная мечта любого праведного прихожанина. Были бы деньги на перелёт в Израиль.

С хаджем всё обстоит точно так же. Да, естественно, в любой мало-мальски нормальной стране — а, тем паче, в отнюдь не светском Иране – есть государственные программы поддержки паломников. Тем не менее, мелкий крестьянин не сможет себе позволить взять да съездить в Мекку на хадж.

Кто такой паломник в чужом государстве? Это религиозный турист. В отличие от туриста обыкновенного помимо того, чтобы глазеть по сторонам, паломник совершает присущие своей религии обряды и обходит обязательный маршрут.

Поэтому хадж для Саудовской Аравии и её граждан (в этой стране всё-таки не всё завязано на нефти) является одной из статей дохода и вносит свою лепту в экономическое благосостояние страны. Размещение, питание, трансфер, экскурсии – на всём можно заработать копейку.

Так зачем Ирану не просто отменять бойкот, но и просить саудитов расширить квоту?

Для правоверного мусульманина стать «хаджой» и посетить Мекку означает, что он прожил свою жизнь не зря. После того, как в 2017 году сняли «хаджевое эмбарго», ситуация с желающими совершить хадж походила на грозящую перелиться через верх плотину.

Естественно, увеличение квот стало обоюдовыгодным решением. Даже если Саудовская Аравия за кулисами мировой сцены и не предложила Ирану иных уступок, для персов этот шаг ожидаемый и вынужденный, поскольку является оптимальным способом снизить социально-религиозную напряжённость в обществе.

Да и, пожалуй, неплохая возможность отправить на улицы суннитской Медины шиитских миссионеров и проповедников. Из искры возгорится пламя.

Подписывайтесь на канал "Рыбарь" в Telegram: https://t.me/rybar