Найти тему
Богословие и жизнь

Православные вкушают Тело Христа?

Православная Церковь содержит учение о семи Таинствах, одним из которых является Таинство Причащения. Таинством называется такое священнодействие, в котором христианину посредством определенного священнодействия, совершаемом священнослужителем, подается невидимая благодать Божия. Почти в каждом Таинстве есть вещество. В Крещении это вода, в Соборовании - масло, в Причащении - хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. Все Таинства установлены Иисусом Христом и в Нем имеют своё основание.

Таинство Причащение было установлено Иисусом Христом на Таиной вечери, во время последнего ужина со своими учениками перед крестными страданиями. Евангелия говорят о том, что Христос с учениками совершил Пасху, т.е. были совершены необходимые обряды этого ветхозаветного праздника. После этого Христос взял хлеб (не пресный, какой использовался при ветхозаветной Пасхе, а квасной), возблагодарил Отца Небесного, благословил, преломил и дал ученикам со словами: примите, ешьте, это - Мое Тело, которое за вас преломляется. Затем взял чашу с вином, благословил и сказал: пейте из нее все, эта чаша есть Кровь Моя Нового Завета, которая за вас изливается во оставление грехов. С тех пор в Православной Церкви совершается Таинство Причащения.

В Евангелии от Иоанна содержится речь Иисуса Христа о хлебе сошедшем с небес, в которой Господь говорит о Себе как о хлебе. Христос вспоминает ветхозаветные времена, когда иудеи во время сорокалетнего странствования по синайской пустыне питались манной небесной. Господь говорит о Себе как о новой манне, однако с той разницей, что в качестве пищи и пития Он предлагает Свою Тело и Свою Кровь. Это учение Христа касалось весьма странным для слушающих (впрочем, оно таковым кажется и до сих пор) та, что некоторые из учеников Господа перестали быть таковыми. Стоит отметить, что Христос говорил не символически, а вполне буквально. В Евангелии от Иоанна также содержится предостережение Господа: кто не будет есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его не будет иметь в себе жизни.

Действительно, таково учение Церкви о Таинстве Причащения. Православная Церковь учил о том, что во время совершения Божественной литургии священнослужитель призывает в молитве Духа Святого на приготовленные хлеб и вино и просит превратить их в Тело и Кровь Христовы. После чего, по вере Церкви, на престоле находятся не хлеб и вино, а Тело и Кровь Спасителя. При этом у хлеба и вина, ставшими Святыми Тайнами, остаются их свойства: вкус, запах, цвет. Но по природе это уже Тело и Кровь Спасителя.

Вера есть дар Божий, поэтому верующий без сомнения принимает все то, что написано в Священном Писании и что исповедует Церковь. Поэтому объяснить Таинство Причащения "от и до" никто не может. Однако это совсем не означает того, что Церковь не предлагает никакого объяснения. Господь Иисус Христос принес Себя в жертву за наши грехи, Он - Искупитель человеческого рода. В человечестве с самих первых мгновений после совершившегося грехопадения живет понимание необходимости жертвы. Жертвоприношения есть во всех религиях в том или ином виде. Общее учение о жертве в роде человеческом говорит о всеобщем ожидании искупления, о необходимости примирения с Богом. Это некий архетип нашего сознания. А жертва предполагает вкушение. Вспомним ветхозаветную религию, в которой существовала разработанная система жертвоприношений. Причем многие из видом жертв должны были съедаться священниками или людьми, приносящими жертву. Поэтому, учение Христа о вкушении Его Тела и Крови с этих позиций не выглядит чем-то странным. Хотя незнание этого учения вов времена гонений первых веков со стороны Римской власти давало повод язычникам сочинять различные небылицы о том, что христиане едят убитых младенцев и пьют их кровь.