Планируете учиться чему-либо в интернете? Приготовьтесь к сюрпризам – как приятным, так и не очень. Узнайте плюсы и минусы онлайн-обучения. Взвесьте все «за» и «против» и примите правильное решение! Обучение через интернет привлекает все больше сторонников в первую очередь возможностью сэкономить время и деньги. Объем этого рынка сейчас составляет в нашей стране более 2 трлн рублей (вдумайтесь — это бюджет целого государства!!!). Прогнозируется, что каждый год он будет вырастать еще на несколько десятков миллиардов. Но разочаровывают онлайн-курсы порой чаще, чем программы в традиционном формате. Их важно грамотно выбирать, ориентируясь не только на цену.
СНАЧАЛА — О ЯВНЫХ ПЛЮСАХ.
- Гуманная цена. Именно она играет решающую роль для большинства людей. Особенно, когда человек не знает до конца, насколько ему нужна изучаемая тема, будет ли ему интересно в процессе погружения в материал, и он хочет просто "попробовать" без возражений. Для таких людей и выпускается огромное количество бесплатных книг, курсов, проводится масса открытых мероприятий. Конечно, дальше начинается маркетинг с его манипуляциями, но это — общее правило торговли. Если после нескольких бесплатных материалов тема оказывается привлекательной, то более глубокое изучение можно продолжить в платном варианте или классическом оффлайн-режиме (те же конференции по типу «Золотого актива» и многие другие).
- Территориальная свобода. Для человека из удаленного от столицы и других мегаполисов региона крайне сложно осуществить поездку на очный тренинг или семинар. Скорее всего, эти люди будут сами искать информацию в сети и довольно быстро найдут ее. Участвовать в онлайн-обучении можно находясь в любой точке мира, достаточно иметь нормальный интернет. Такой формат без барьеров удобен и для организаторов, и для участников процесса.
- Гибкость расписания. Современный потребитель хочет, чтобы мир подстраивался под него, и онлайн- формат в этом смысле очень удобен: можно выбрать подходящие день, время, интересующую тему, спикера или просто скачать запись и посмотреть в любое время. Многие изучают эти записи в дороге, во время пауз в расписании, в удобном для себя месте с комфортом.
- Приватность процесса. Немаловажная вещь — практически анонимность. Многие не любят незнакомых мест, компаний, тусовок. Оффлайн-формат этим и неудобен: надо куда-то ехать, быть среди чужих людей, отвечать на глупые вопросы, поддерживать светскую беседу, переживать, кто и как посмотрит, оценит, что скажет. Да еще и решать вопросы с собственной работой (учиться в отпуске, отпрашиваться за свой счет). То же самое — учитывать интересы семьи (маленькие дети, больные родственники, домашние животные). Намного комфортнее подключиться к онлайн-трансляции, сидя дома на диване или на привычном рабочем месте с чашкой любимого напитка. Можно параллельно делать другие дела — неважно, проверять почту или наводить маникюр.
- Возможность выбирать канал коммуникации. Кому-то удобна скайп-конференция, кому-то больше подходит формат вебинара, кто-то любит смотреть трансляции в соцсетях, а многие — просто читать и конспектировать. Дополнительные вопросы можно задать преподавателю в любом из предлагаемых каналов общения или по электронной почте.
- Темп обучения. К сложной непонятной теме всегда можно вернуться, просмотрев повторно запись или переписку с ведущим. Знакомую тему – вообще пропустить или отложить на потом.
А ВОТ И МИНУСЫ.
- Недостаточный уровень профессионализма. Учебная онлайн-деятельность в наше время не проходит лицензирование и сертификацию (кроме немногих уважаемых организаций и программ), нет отраслевых стандартов и четкой законодательной базы. Что это значит? А то, что спикером учебной онлайн-программы может стать любой, кто имеет желание и возможности. Например, психолог или коуч с инженерным образованием. Или целитель без диплома. Или вчерашний троечник, умудрившийся отхватить большой маркетинговый куш и откровенно бахвалящийся этим. Вспомните перлы того же Глопарта, массу однотипных мероприятий ВКонтакте (типа «женское счастье» или генерация трафика»). Эта доступность формата часто приводит к тому, что заявленный экспертом человек путается в терминах или общается с аудиторией по принципу Отца Федора «Сам — Дурак». Бывает и круче — ободранный специалист по заработку на фоне ковра полувековой давности, заявленный профи по вебинарам имеет комнату с ненастроенным звуком, спец по тайм-менеджменту начинает занятие с получасовым опозданием, а фея кулинарии учит замешивать тесто, не стесняясь грязи и беспорядка на кухне.
- Низкое качество материала. Многие эксперты считают самым важным набор аудитории (трафик, лендинги, рассылки) и концентрируют все внимание на вопросах рекламы и продвижения. А на качественную подачу контента уже нет ни времени, ни энергии. К сожалению, в очень многих онлайн-программах масса повторяющейся «воды», и они больше похожи на монолог типа «как я классно сделал это…». Такой стиль изложения больше подходит для интервью или публичного выступления, но не для обучающего курса. По этой причине многие слушатели часто бывают разочарованы с первых минут и быстро отказываются от участия в обучении.
- Низкий технический уровень. Плохое качество связи, посторонние звуки, зависающее изображение, пропадающий звук, слабая освещенность помещения, выпадание из вебинарной комнаты встречаются скорее как правило, нежели как исключение. Особенно сложно, если эксперт находится где-нибудь в Таиланде или на Кипре, ведет семинар по скайпу и «рыбий глаз» ноутбука превращает его лицо профессора в протокольную физиономию. При этом мощности интернета на курорте явно не хватает, и большую часть времени приходится посвящать выяснениям в стиле: «Вы меня видите? Как меня слышно? Поставьте плюсики!».
- Агрессивная реклама. Большой грех интернет-обучения, особенно дешевого или бесплатного, – его откровенно рекламный характер. В течение часа-двух слушателям посминутно обещают золотые горы, стоит только записаться на цикл из 10 занятий или коучинг, или консультацию хотя бы на стратегическую консультацию гуру. Главное, оплатить вперед и только сейчас (дедлайн). Все это раздражает аудиторию, вызывает скепсис.
- Отсутствие взаимодействия. Во время классического оффлайн-обучения аудитория очень живо влияет на процесс (групповая динамика), и преподаватель настраивается на уровень, характер потребностей каждой группы. Реальное общение дает моментальную и адресную обратную связь. Онлайн-обучение, как правило, не предполагает активного общения с экспертом или (тоже важно!) с другими участниками тренинга. Здесь больше внимания уделяется поиску максимально целевой, теплой аудитории, составлению аватаров клиента, предварительным опросам и прочим маркетинговым ходам. Можно написать свой вопрос в чате, оставить комментарии, но высказывание может быть откровенно «свернуто», особенно если содержит критику, или вовсе проигнорировано. А авторов самых неудобных комментариев обычно ожидает бан.
- Отсутствие документов об образовании. То есть дипломов, сертификатов, свидетельств. Большинство онлайн-программ, к сожалению, не выдают слушателям никаких документов, подтверждающих прохождение обучения. Либо высылают красивые цветные бумажки, не имеющие никакой юридической ценности и пригодные только для рамочек на стенах. Исключение могут составлять только онлайн-программы, проводимые сертифицированными вузами, учебными центрами, бизнес-школами (в частности, с такими организациями я и сотрудничаю). Если человек учится только «для себя», отсутствие документа не является проблемой, но если рассчитывает на овладение новой профессией, карьерный рост, о таких вещах нужно подумать заранее. Особенно там, где таких профессий явное перепроизводство (копирайтеры, директологи, менеджеры социальных сетей, специалисты женской тематики).
- Обещания — искаженные или невыполненные. На онлайн-мероприятиях и в рассылках, в социальных сетях спикеры часто дают много самых разных обещаний: выслать презентации и чек-листы, ссылки на исследования, подборки статей, таблицы для расчетов, кейсы и многое другое. К сожалению, люди часто испытывают разочарование от последующих контактов с авторами. Это либо реклама очередных услуг и товаров, либо очень поверхностная и неполная информация (а за полную надо заплатить и дедлайн), либооткровенная попытка продать в лоб: «Понравилось? Хотите читать дальше? Оформите подписку на наши материалы». Этим грешат даже солидные организации и издания, не говоря про горе-инфобизнесменов и целителей.
- Оценка достигнутых результатов. Отсутствие контроля многих расслабляет. То, как онлайн-ученик усвоил учебный материал, эксперты проверяют редко и поверхностно (либо за дополнительную оплату более дорогого пакета), в заданных «контрольных точках». Либо эксперт просто собирает отзывы себе для саморекламы и публикует самые удачные и хвалебные. Поэтому в процессе обучения очень важны самоконтроль и самодисциплина. А они есть не у всех.
- Небольшой выбор программ высшего образования. В нашей стране дистанционные формы обучения наиболее активно используются в дополнительном профессиональном и дополнительном школьном сегментах, в сферах хобби и досуга, саморазвития и «кузовных работ» (снижение веса, йога и фитнес, работа с имиджем). Программ высшего онлайн-образования очень мало — считанные проценты от рынка.
- Вот, я постарался объемно, точно и правдиво рассказать вам все, чем можно охарактеризовать тренды современного онлайн-обучения в нашей стране. Возможно, вы поддержите меня в комментариях или, наоборот, возразите мне.