Наталия Агафонова, генеральный директор группы компаний «Каменный город», бизнес-тренер, рассказала о том, какое будущее ждет нас и наших детей, и какое образование нам нужно уже сейчас.
Счастливый человек в компании единомышленников
Между современными заводами и заводами прошлого столетия огромная разница. Там, где раньше требовалось 10 рабочих, сейчас требуется только один, который стоит за пультом. Все остальное делает робот. Изменилась дорожная система: чтобы добраться из Перми до Екатеринбурга, потребуется 4,5 часа. Освещенные многополосные магистрали позволяют, не особо напрягаясь, ехать со скорость 100 км/час. И лишь образовательные учреждения не изменились. Дети, как и сто лет назад, сидят за партами, поднимают руку, если хотят что-то сказать, зубрят темы по учебникам. Такое обучение было уместно в 19 веке. Все, что тогда требовалось от будущего работника – это повиноваться руководителю, не нарушать устав и действовать по заданному регламенту. Очевидно, что эта модель обучения устарела. Но какой она должна быть?
Мир так стремительно меняется, что уследить за ним невозможно. Давать какие-то прогнозы не может никто. Так к чему в таком случае нам готовиться и к чему готовить наших детей? Ответ на этот вопрос у меня есть: мы должны вырастить такого человека, который сможет максимально вариативно реагировать на любые изменения окружающей среды.
В недалеком будущем человек будет сталкиваться с изменениями постоянно. Например, вчера, как специалист, он был востребован, а проснувшись утром, обнаружил, что его профессии больше не существует. Или не существует больше его государства, как произошло после развала СССР. Нельзя сказать: «Я иммигрирую в США или Германию, и со мной этого не случится никогда». Такое может произойти в любой точке мира. В 90-ых смог выжить тот, кто надеялся только на себя. Такие люди были сильны физически, устойчивы эмоционально, уверенны в себе и были готовы действовать. Половина из них стала бандитами, а другая – бизнесменами. Лучше всего к нестабильности приспосабливаются люди с предпринимательской хваткой — умеющие быстро действовать в критической ситуации, принимать решения и видеть возможности в провалах и неудачах, бесконечно совершенствоваться и искать новые пути.
Человек должен уметь «обнуляться»
Следовательно, люди должны обладать гибкостью мышления, видеть перемены в позитивном ключе: «Это что-то новое! Интересно, как мы сможем с этим работать?» Вообще, любопытство характерно для детей, которые смотрят на мир, как исследователи. А современное образование учить не творчеству, а заученным правилам. Завоевание баллов напрочь отбивает тягу к знаниям. Еще недавно узкая специальность делала человека востребованным специалистом. Но уже сейчас становится понятно, что в будущем человек будет менять несколько профессий в течение жизни. Продолжительность жизни увеличивается, а это значит, что совсем скоро трудоспособный возраст достигнет 90 лет. А чтобы научится чему- то новому, нужно уметь каждый раз «обнуляться». Если человек твердо уверен, что нужно делать так, а не иначе, то в определенный момент эта уверенность станет главной преградой на пути к его обучению.
Многие обладают способностью легко и быстро учиться. За первые пять лет человек пропускает через себя огромное количество информации, с которым не сравнится никакая школа или вуз. А потом он садится за стол в офисе какой-то компании, и ему говорят: «Делай так, смотри сюда, перепиши эту страницу». Воспитывают его удобным и покладистым, лишают природной любознательности. А любопытство – это основанное качество, которым человек должен обладать в мире будущего, когда ему предстоит менять одну сферу деятельности на другую.
Семья вместо коллектива
Люди будущего будут собираться по интересам. Это будут более тесные и близкие группы людей. Своего рода, большие семьи. Человек будет больше направлен внутрь себя и, в то же время, будет искать взаимодействия с другими.
Становится ясно, что люди, способные объединяться и созидать, связанные одним смыслом, будут сильнее тех, кто на это не способен. Человек, умеющий собрать вокруг себя такую группу, становится необходимым и востребованным. Племя готово защищать его, делиться едой, властью и деньгами. Те, кто будет строить такие ячейки, создадут, таким образом, мир будущего. Лидер новой реальности, скорее, не формальный. Он душа семьи, ее стержень. Он умеет сделать так, чтоб всем было комфортно, чтобы каждый чувствовал свою значимость и мог трудиться продуктивно, создавая что-то общее и важное для всех членов семьи.
Переход к такому обществу приближает человечество к природе и ее законам. В лесу много деревьев, травы и живности. Все они очень сложно устроены. Намного сложнее, чем компьютер. Но, при этом, все существа в лесу живут, как одно целое, не мешая и не нарушая чужой жизни. Это называется баланс. И вот такое равновесие будет создавать лидер будущего для своего племени. Ему никто не будет подчиняться, но каждый будет трудиться на своем месте, используя и развивая свой талант.
Наша задача – не штамповать «винтики», потому что машины больше нет. Наша миссия – вырастить человека, который будет способен создать вокруг себя счастливый мир.
В гармонии с планетой
У человека будущего интересная, качественная и насыщенная жизнь: сегодня он грядки копает, завтра займётся политикой, а послезавтра – напишет книгу. И все это ему нравится, и все это он умеет делать. А если еще не умеет, то уже ищет способы научиться.
Полицентричность лидерства — неизбежное следствие в мире, состоящем из больших семей. Лидеры не смогут управлять по-прежнему. Они должны буду объединяться в совет племен, где будут договариваться об общих правилах и нормах. Здравый смысл, любовь к природе и всему живому станут выше национальностей и границ. В человеческих силах только управлять этим мощным потоком под названием «глобальное сообщество», мы не можем остановить его развитие, не разрушив самих себя. Но мы можем позволить реке течь по своему руслу, используя мощь ее течения во благо планеты.