Найти тему
ИМЕНА

Хозяйка сказочного барака. Бабушка Аня раздала свои скульптуры по всему миру, а теперь расписывает дома односельчанам

Оглавление

Текст: Таня Дорощёнок. Фотографии: Вика Герасимова, «Имена»

Анна Осипкова за свою жизнь топором, пилой и стамеской создала сотни уникальных скульптур, большинство хранится в Чашникском музее. Женщины-резчицы — большая редкость, в Беларуси всего несколько таких мастеров — здесь нужен не только талант, но и большая сила. Анне Савельевне 80 лет, она уже не может работать с деревом, хотя и очень хочет. Сейчас бабушка пишет портреты односельчан и украшает их дома картинами, совершенно бесплатно. Живет звезда района в бараке. Из хозяйства у нее только кот Туман. Ни холодильника, ни телевизора у художницы нет. Но она ни на что не жалуется. И говорит, пока может ходить, никуда с родной земли не уедет.

Читайте историю подробней

В поселке Новая Заря Анну Савельевну знают хорошо. На вопрос, как разыскать народного мастера, в местном магазине отвечают:

— А вот, на горочку поднимитесь, и сразу под школой будет барак кирпичный — там она и живет.

Все стены в доме Анны Савельевны завешаны картинами. Ощущение, будто попал в сказку.
Все стены в доме Анны Савельевны завешаны картинами. Ощущение, будто попал в сказку.

Своего жилья у Анны Осипковой нет. Старый дом женщина продала, когда муж заболел, все деньги ушли на лечение. Пожить в бараке ее пустила сестра. Дверь в комнату Анны Савельевны спрятана за верандой, завешаной домоткаными покрывалами. Заходим в темный коридор, открываем еще одну дверь — и попадаем в картинную галерею. Все стены маленькой комнаты — метров пять на пять — разрисованы яркими картинами со сказочными героями. Из мебели — два столика и небольшой диван. В доме ни соринки, дощатые полы чисто вымыты.

В соседней комнатушке, по размеру больше похожей на шкаф, стоит кровать, тумбочка и стул. Эти две комнаты отапливаются небольшой печкой-грубкой. В доме есть еще маленькая кладовая и кухонька с газовой плиткой на две конфорки, столом и деревянным шкафом. Туалет и колонка с водой — во дворе.

— Вот тут за дверью всё мое богатство, всё, что нажила, — показывает свое жилище Анна Савельевна. — Пальто тут, а белье — на печке.  

Анна Савельевна одета в теплое платье, толстую вязаную жилетку, на голове — шапка, поверх нее — платок, на ногах — резиновые сапоги на меху, надетые на шерстяные носки. Предупреждает, чтобы не раздевались — в доме холодно. Деревянные окна изнутри забиты плотным полиэтиленом, чтобы не так дуло. Говорит, в бараке всё разрушается, но на ее жизнь хватит. Этот дом построили более 50 лет назад вместе со школой, как жилье для учителей.

-3

— Я уже плохо слышу, говорите мне как можно громче, — предупреждает она нас и сходу показывает свои последние работы — акварельные рисунки, которые она подарила местному Дому культуры. — Это мой автопортрет. А эта композиция называется «Странник», на ней я нарисовала своего дедушку — таким, каким запомнила. Это деревенька моя, хуторок Млын, где я раньше жила. Детки деревенские — пастушок и пастушка. Влюбленные у колодца — теперь уже и таких свиданий романтических нет, и колодцев таких. А это глухонемая девочка, с которой мы дружили. Она очень любила животных — я ее так и изобразила в лесу. Это, можно сказать, последние мои работы.

Рисовала сажей на обоях, чтобы поступить в училище

Анна Осипкова родилась в большой крестьянской семье. У нее было пятеро сестер и один брат. Когда началась война, Ане шел четвертый год, поэтому события тех дней помнит только эпизодами:

— Помню, как в нашу хату приходил немец с собакой. Протянул мне руку, чтобы поздороваться, а я обе спрятала за спину. Он и говорит: «Не дашь руку, собака тебя съест». Я насупилась и молчала. Немец удивился: «Ну и партизанка!»

-4

После войны из семерых выжили только четверо детей, трое умерли от голода. Отец скончался почти сразу после победы, и мать поднимала ребятишек сама. Анна Савельевна хорошо помнит послевоенный голод. Дети пасли свиней, в колхозе давали за это протухшее зерно. Но голод не тетка, ели и такое. А еще траву варили, щавель.  

— Как мы жили — не дай Бог никому! Собирали весной по полю гнилую бульбу, толкли ее в ступке, а потом мама пекла из нее лепешки. Хоть трудно было, но выжили, — вспоминает она.

Аня была «хворовитая» девочка, поэтому бабушка и дедушка забрали ее к себе. Дед был известный в районе мастер по дереву, делал лодки, тарелки, кадушки для солений.

— Можно сказать, что дедушка — это мой университет. Он меня учил и жизни, и ремеслу.

-5

Аня очень хотела научиться рисовать, но учителя в деревне не было. Дедушка ей говорил: «Рисуй, как видишь». Пробовала — получалось. Потом сказал: поступай туда, где учат рисовать. Выбрали художественно-графическое училище в Витебске.

-6

— Для поступления нужно было представить свои работы. А у меня ни красок, ни бумаги не было. Рисовала на обоях, на плакатах с обратной стороны. Сажей рисовала. Так и сделала несколько композиций. Приемная комиссия немножко посмеялась, но меня приняли, — рассказывает Анна Савельевна.

Два чемодана и сын

Пока училась, рассчитывала только на себя: из дома никакой помощи не было.

— Голодно было. Стипендию получала на первом курсе 14 рублей. Потом на каждом курсе повышали на 4 рубля, — вспоминает наша героиня. — Ну, представьте, что на них купишь? А из дома помощи никакой. Жили в комнате с девочкой из детдома. Пойдем с ней, бутылок насобираем, помоем, сдадим, потом капусты, морковки купим, супа наварим. Туфельки мне дедушка брезентовые купил. Я в них и зимой, и летом ходила. Было не до гуляний, сидела на лекциях до обеда, потом идешь — аж сводит от голода.

Группа художественно-графического училища. Анна Осипкова — крайняя слева в верхнем ряду. 
Группа художественно-графического училища. Анна Осипкова — крайняя слева в верхнем ряду. 

В Витебске Анна познакомилась с будущим супругом, выпускником Пинского индустриально-педагогический института. И молодая семья решила поехать на освоение целины. Работали на Кавказе, потом в Казахстане, где в 1963 году родился сын Игорь. Но ребенку не подошел климат, нужно было переезжать.  

Анна Осипкова с сыном Игорем. Именно его она называет своим лучшим учеником.
Анна Осипкова с сыном Игорем. Именно его она называет своим лучшим учеником.

— Мы были такие отчаянные! Ничего не было, только два чемодана и сын. Решили писать запрос. Куда? Посмотрели на карту, выбрали станцию «Зима» на Байкало-Амурской магистрали. Но нам ответили, что такие специалисты там не требуются. И мы вернулись в Беларусь, — рассказывает Анна Савельевна.

«Уроки у меня были нестандартные, меня бы за такое сейчас уволили»

Супруги поселились в маленькой деревушке Млын Чашникского района. На работу Анна Савельевна ходила в школу в Новую Зарю, за три километра, и в школу в Краснолуках, за 15 километров. Зарплата небольшая была, 75 рублей: давали по одному часу рисования и черчения в неделю. Осипковы, как и все в деревне, держали хозяйство: и коровы были, и лошадь, и свиньи, и куры.

— У меня были свои уроки, нестандартные. Не такие, как в школе. Самовольничала, сейчас бы меня за такое уволили, — улыбается Анна Савельевна. — Вела учеников в лес и говорила: «Вот наша территория, наша деревня. Они сами разбивались по домам-семьям. Пеньки — столики, мох — кровати. Тут мы и рисовали, и изучали этикет: как правильно зайти в дом, как поздороваться, как накрыть стол. Зимой говорила директору, что у нас лепка скульптуры по программе, и мы шли на поле. И крепости, и разные фигурки из снега лепили. И я за это ставила им оценки. Могла быть и групповая оценка. Три девочки слепили хорошо — всем по пятерке.  

В доме у Анны Савельевны почти не осталось деревянных скульптур. В углу возле печки — оберег Печкин.
В доме у Анны Савельевны почти не осталось деревянных скульптур. В углу возле печки — оберег Печкин.

Анна Савельевна до пенсии работала учителем рисования и черчения. И всё это время вырезала скульптуры из дерева:

— В училище с деревом мы не работали, скульптура из глины была факультативом. Упор был на педагогику, на черчение, рисование. Но я-то от деда помню! И мне так нравилось с деревом работать! Вот я беру колоду, и уже вижу не колоду, а то, что я хочу изобразить. Иногда так хотелось что-то сделать — хоть зубами выгрызай. А из инструментов — пила, топор. Еще дедушка дал мне одну стамеску плоскую, а другую — полукруглую. Колупала там и так, и этак. И как-то получалось.

Не было и мастерской. Вспоминает, что затягивала трехметровую колоду в сарай под навес. А в процессе работы просила мужа ее ворочать: «Геночка, ну пожалуйста, помоги мне». «Ой, надоела ты мне со своими корчами», — ворчал муж, но шел помогать.

Более 60 скульптур Анна Савельевна отдала в Чашникский исторический музей. Среди них и самые любимые. «Одуванчик» — ее внучка сидит с цветком, «Я сам» — маленький мальчик пробует надеть ботиночек, а собака тянет за шнурок, композицию «Рыбак», на которой изображен мальчик в закатанных штанишках, который вытащил из реки щуку чуть ли не с себя ростом.

— Работы очень часто забирали на выставки: и областные, и по культурному обмену. Потом сообщали: эту работу забрали в Боливию, во Францию, в Германию. В Ливадийском дворце в Ялте есть моя скульптура. Я ни разу не ездила на эти выставки. Отдавала работы без расписки. Что-то привозили назад, что-то нет, — говорит Анна Савельевна. — Много сделала работ за свою жизнь. Но всё это расползлось, расплылось, сама не знаю, куда. То попросят, то сама подарю. Никогда не зарабатывала на этом — ни на картинах, ни на дереве. Делала их ни ради денег, ни ради славы, просто мне так хотелось. Часто приезжали люди, говорили: «А подарите мне эту работу». Мне неудобно отказать.

В деревне Новая Заря живет племянница Анны Савельевны. В ее доме тоже много картин художницы.
В деревне Новая Заря живет племянница Анны Савельевны. В ее доме тоже много картин художницы.

Анна Савельевна не знает, много ли ее учеников стали скульпторами и художниками. Помнит, что ее ученик из Краснолуков Андреев Леня, выпускник худграфа, писал в местной газете: «Сколько у меня не было учителей, помню свою учительницу по рисованию, которая привила любовь к творчеству». К сожалению, Леня умер совсем молодым.

Лучшим учеником Анна Осипкова считает своего сына, которого научила резать по дереву. Как и мать, Игорь окончил витебский худграф.

— Еще при Союзе мы с Игорем ездили на экскурсию в Ленинград. Сын говорит: «Мама, красота какая! Вот бы тут жить!» А я отвечаю: «Не мечтай даже».

Спустя несколько лет к Анне Савельевне приехал из Минска корреспондент. В газете вышла статья о ней, и в деревню начали приходить письма со всего Советского Союза. Написали и с производственного объединения «Красная Балтика» (под Ленинградом) — предложили работу.

— Сынок, говорю, а может, ты поедешь? Я не хочу туда, — вспоминает Анна Савельевна. — Мне в городе как-то не по себе, тревожно.

Сын тогда уже был женат, жил с семьей в Горках в маленькой комнате. Он выслал на «Красную Балтику» фотографии своих скульптур, его взяли на работу, дали квартиру, перевез туда семью. Игорь Осипков работал на реставрации дворцов в Петергофе, теперь продолжает работать резчиком по дереву в Санкт-Петербурге. Внук Анны Савельевны стал ювелиром, а внучка — архитектором.

Анна Савельевна собирает письма от внуков в папке под названием «Мои дорогие сокровища». Справа — самое первое письмо от внучки Машеньки, она написала его в годик.
Анна Савельевна собирает письма от внуков в папке под названием «Мои дорогие сокровища». Справа — самое первое письмо от внучки Машеньки, она написала его в годик.

«Здоровья нет, поэтому надо ходить километры»

Почти пяти лет Анна Савельевна живет одна с котом Туманом, муж умер. Холодильника в доме нет, мясо летом покупает так, чтобы за день съесть, а зимой хранит его на кухне — здесь так холодно, что ничего не портится. Телевизор давно отдала на запчасти. Новости и музыку слушает по радио.

— Никто мне по хозяйству не помогает. Всё сама: дрова покупаю, огород сажу — лук, картошку, огурцы, помидоры. В магазин сама хожу.

Анна Савельевна готовит на плитке на маленькой кухоньке. Холодильника у нее нет. Зимой на кухне и без него ничего не портится. А летом покупает мясо так, чтобы за день всё съесть. 
Анна Савельевна готовит на плитке на маленькой кухоньке. Холодильника у нее нет. Зимой на кухне и без него ничего не портится. А летом покупает мясо так, чтобы за день всё съесть. 

Пенсия у Анны Савельевны 300 рублей с хвостиком. Денег хватает. Даже помогает тем, кто нуждается. Кому — не признается — скромная.  

Каждый день бабушка встает в пять утра. Делает зарядку, потом затапливает грубку (маленькую печь). Приводит себя в порядок, расчесывается. Потом обязательно читает «Отче наш». И идет кормить кота, а затем готовит завтрак для себя. Дальше идет на прогулку:

— За день могу 8-10 километров сделать пешком. У меня здоровья нет, поэтому нужно ходить. Этим летом водила детей соседских на карьер купаться — недалеко,  километров шесть от дома. Потом попросили меня на озеро их сводить, так мы за день 12 километров проходили. Им же хочется покупаться!

«Здоровья у меня нет, поэтому нужно ходить», — говорит Анна Савельевна. И отправляется на 10-километровую прогулку.
«Здоровья у меня нет, поэтому нужно ходить», — говорит Анна Савельевна. И отправляется на 10-километровую прогулку.

Анна Савельевна любит гулять по лесу. Собирает ягоды, грибы, подыскивает корчи и колоды для будущих работ, делать большие скульптуры уже не хватает здоровья.

— Я не боюсь леса абсолютно, могу ночевать там. Даже в незнакомые места иду одна. Лес, как дом родной. Там же отдыхает человек. Я разговариваю с деревьями, глажу их. И поплачу на пенечке, и порадуюсь, — рассказывает бабушка.

Лесные дары Анна Осипкова использует и для своих поделок. Так художница украсила веранду в доме.
Лесные дары Анна Осипкова использует и для своих поделок. Так художница украсила веранду в доме.

Правда, в последние годы бабушка рассказывает соседке, куда идет. Мало ли, плохо станет. Врача в деревне нет, только в доме престарелых. Фельдшер приезжает раз в неделю по пятницам.

Летом Анна Савельевна разрисовывает картинами стены в деревенских домах. Говорит, не отказывает никому. И работает бесплатно, только просит заказчиков  купить краски для работы. За несколько часов может расписать стену в доме.

-15

— Как-то расписала дом одному мужчине. Уж так ему хотелось! Потом говорят мне люди, что тот хвастался, мол, оплатил Анне Савельевне полное медицинское обследование. Где ж то обследование? Хотела у него спросить, но потом постеснялась, — смеется бабушка.

У сына получается приезжать раз в год. Игорь много раз просил мать переехать к нему, но Анна Савельевна наотрез отказывается:

— Уж так просил, даже плакал. Там у них для меня отдельная комната есть. Я говорю, сынок, никуда я не поеду из родного края. Даже не мечтайте. Пока мои ноги ходят, никуда не поеду!

Анна Савельевна плохо слышит, но всё еще с радостью читает. И будет рада получить письмо от своих учеников и всех, кому интересно ее творчество. Вот ее адрес: 211166, Витебская область, Чашникский район, п. Новая Заря — Осипковой Анне Савельевне.
Анна Савельевна плохо слышит, но всё еще с радостью читает. И будет рада получить письмо от своих учеников и всех, кому интересно ее творчество. Вот ее адрес: 211166, Витебская область, Чашникский район, п. Новая Заря — Осипковой Анне Савельевне.

— Как-то расписала дом одному мужчине. Уж так ему хотелось! Потом говорят мне люди, что тот хвастался, мол, оплатил Анне Савельевне полное медицинское обследование. Где ж то обследование? Хотела у него спросить, но потом постеснялась, — смеется бабушка.

У сына получается приезжать раз в год. Игорь много раз просил мать переехать к нему, но Анна Савельевна наотрез отказывается:

— Уж так просил, даже плакал. Там у них для меня отдельная комната есть. Я говорю, сынок, никуда я не поеду из родного края. Даже не мечтайте. Пока мои ноги ходят, никуда не поеду!

«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!