Найти в Дзене
inner emigrant

ПРЕОДОЛЕНИЕ как символ современности

Оглавление

Чем Россия хуже Японии?

В поисках действительно открытого и современного искусства зашел в петербургский Центральный выставочный зал "Манеж". И вот там ждало очень сильное потрясение – выставка "Преодоление".

Продлится она всего до 10 марта.
Попасть на нее в Петербурге очень просто!
Во-первых билет стоит 300₽.
Во-вторых для студентов и пенсионеров – разумеется, 150₽.
В-третьих, каждый будний день с 11:00 до 15:00 вход бесплатный для всех (!).
Абсолютно для всех!

После Петербурга "Преодоление" приедет в Москву – тоже в Манеж. И я настоятельно рекомендую в одном из городов туда попасть. Потому, что экспозиция оказывает очень мощное и разноплановое воздействие.

По содержанию – это выставка работ молодых художников из России и Японии. Эдакий диалог культур.

Авторы – все как один студенты художественных ВУЗов России и Японии. То есть вроде бы о какой-то художественной ценности пока говорить рано.

Но!

Именно через этих лихих и дерзких молодых людей с повышенной чувственностью выставке удается нарисовать портрет действительно актуальной современности.

Более того, диалог толком не получился.
Но зато получился очень показательный слепок разницы культур и главное – визуализированный образ разницы степени свободы.

Вот все, кто считают, что мы сейчас живем в свободном обществе, что все вокруг вполне хорошо и "голосуй, а то будет хуже" – вот приведите таких людей на эту выставку и возможно им станет чуть понятнее как работает изоляция, репрессии, карательные меры, навязывание ценностей, скреп и подавление свобод. Даже если кто-то конкретно пока на собственной шкуре с этими процессами имел счастье не сталкиваться и потому не видит смысла их замечать.

На входе вас встретит огромные буквы:

"П Р Е О Д О Л Е Н И Е"

Вам придется их преодолеть.

За ними вас ждет два этажа – первый отведен молодым японцам, второй – нашим.

И вот тут начинается самое интересное.

Проходя по первому этажу от одной работы японского студента к другой, ты, вне зависимости от ее эстетической и художественной ценности, просто утыкаешься в новую тему преодоления.

Давайте через яркое выражение в работах совсем молодых художников посмотрим ЧТО именно пытается преодолеть японское общество:

- стресс,
- личный побег от повседневной боли (от боли нельзя убежать ее можно только принять),
- животную натуру человека
- неспособность человека полностью освободиться (полет пластикового пакета, подхваченного ветром)
- собственное тело
- невозможность взаимной любви
- эмоции от встречи с другими людьми
- неумение прощать
- неумение молчать
- неумение говорить
- дефицит правды
- навязывание чужого мнения
- временные вызовы артефактов современности (айфоны vs газеты)
- собственную наследственность
- воздействие родителей ("глядя на мое лицо, рисуя лицо моей матери")
- гендерные стереотипы ("привет, мальчик! привет, девочка!)
- страх смерти ("череп ворона")
- свадебные ритуалы
- собственные грезы и мечтания
- ложные воспоминания
- религиозные стереотипы и догмы
- человеческую дистанцированность (из жизни далеких планет)
- неосведомленность об аутизме и других психо-физиологических различиях людей
- конечно, личные, локальные и государственные границы
- и просто какие-то конкретные сложности.

Внушающий список, правда?

Представьте, что происходит, когда ты делаешь шаг и, не успев вынырнуть из размышлений на одну из этих тем, тут же ныряешь в другую!

Но проблемы, которые японские молодые художники стремятся преодолеть на этом списке заканчиваться и не собираются.

Среди конкретных тематических работ есть такие, которые преодолевают саму профессию и сложившиеся техники:

- неспособность живописи передать изменчивость света и движения (инсталляция "мой сад")
- примата визуального над темой (пейзаж, нарисованный иероглифами)
- сопротивление цвета, материала, художественных традиций.

Есть и совершенно внеконцептуальные работы (что особенно приятно) – вне темы, вне сюжета и даже "без названия".

Впечатляет?

Я честно пытался разбить эти вопросы по каким-то не слишком широким категориям, и у меня ничего не вышло.

Единственное сформулированное общее ощущение – что японское общество в своем нынешнем развитии активно исследует границы свободы личности со всех сторон. И эти исследования так отчетливо транслируются через молодых творческих людей с повышенной чувственностью восприятия мира и способностью улавливать происходящие процессы.

Но что же у нас?

Какие проблемы волнуют нас?
Что удалось ухватить нашим молодым ребятам?

Скажу сразу, экспозиция студентов российских ВУЗов НЕ меньше, чем у японцев. Работ так же много (примерно 50-60).

А теперь смотрите на темы для преодоления:

- преодоление жизни (обобщенные высказывание о том как преодолеть боль, причиняемую жизнью)
- преодоление архаичной школы живописи, античных традиций и навязывания средств и методов художественного выражения (работы этой категории – прямо манифесты против преподавателей ВУЗов, подавляющих индивидуальность)
- преодоление подавляющей псевдорелигиозности и избыточно сакрализации
- преодоление репрессий (тюрьмы, заключения)
- преодоление советского наследия
- преодоление ликующего патриотизма и пустой героизации
- преодоление шовинизма, американо- и украино- фобий.
- преодоление дрессировки и натаскивания
- преодоление тоталитаризма и системы запретов

Сильно, правда?

Кто-то скажет, ну и хорошо! Значит не все потеряно! Есть запрос на свободу от обвивающих нас химер, молодежь его чувствует и выражает?

Но просто подумайте как эти категории во-первых стары, а во-вторых отвлекают не только художественное, но и общественное сознание от осмысления себя человеком, личностью и постижению более тонких нюансов личной свободы.

Все познается в сравнении.

И вот эта выставка – не диалог. А именно возможность сравнить преодоление "курильщика" и преодоление "здорового человека".

Какого-то угнетающего воздействия такой контраст, на удивление, не оказывает. Скорее "Преодоление" дает возможность преодолеть именно изоляцию в наш искаженный контекст современности и не надолго выглянуть в мир.

Когда на выходе вновь проходишь сквозь огромные буквы:

П Р Е О Д О Л Е Н И Е,

выходишь на ту же улицу, в тот же город в совершенно новом качестве, состоянии и с очень трезвой головой, полной здоровых мыслей.

В общем, сходите, пожалуйста!
Не пожалеете ни секунды.

В Петербурге все очень здорово организовано, пространство используется фантастически (не уверен, что в Москве удастся такую организацию повторить).
___________
Источник материала, фото и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/400903330358576

Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant