Найти в Дзене

Жажда знаний: книги, как способ развития

Оглавление

В данной статье Родион Брехач директор Школы бизнеса «Каменный город» рассуждает на тему развития культуры чтения в компаниях и о том, как книги влияют на сотрудников.

Американский реформатор в сфере образования Хорас Манн сказал: «Дом без книг все равно, что комната без окон». Мой опыт говорит, что это сравнение подходит как к жилищу, так и к бизнесу.

Перед тем, как предложить клиенту тот или иной обучающий продукт (тренинг для сотрудников или консалтинг), мы всегда интересуемся у руководителя бизнеса, читает ли он и его команда книги? Если да, то какие? Как часто? Кто стимулирует людей к чтению?

Ответы на эти вопросы помогают нам понять, на каком уровне находится бизнес, какое предложение ему будет под силу, а до какого он еще не дорос.

Печально, но 82 % опрошенных бизнесменов не читают сами и не развивают любовь к чтению у своих сотрудников. Одни списывают это на нехватку времени, другие прямо говорят, что не видят в книгах ничего полезного и ценного. И только 18% респондентов отвечают, что постоянно читают обучающую и художественную литературу. Это удивительно, ведь чтение напрямую связано с успешностью в бизнесе. И я объясню, почему.

Чтение – это источник знаний

Книга является самым доступным способом самообразования. Сейчас можно скачать любую, будь то художественное произведение или обучающая литература, в интернете или читать онлайн. Многие старые источники знаний переведены в электронный формат. За это даже не надо платить! Все, что появляется новое, через какое-то время размещается в свободном доступе в телеграмм-каналах, в группах в соцсетях, в электронных библиотеках. Книги стали очень доступными!

Чтение увеличивает словарный запас

О силе слова замечательно написал русский поэт Вадим Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Красноречие – навык, который можно и нужно развивать. Умение грамотно и лаконично изъясняться, доносить свою мысль и убеждать пригодится не только в политике, но и в бизнесе. Косноязычие может серьезно подвести на переговорах и оттолкнуть потенциальных партнёров. Согласитесь, бизнесмен, который не может связать двух слов, не вызывает доверия.

Чтение развивает творческое мышление

Мы рисуем в голове картины прочитанного: образы героев, местность, в которой происходит действие, а в случае с фантастикой – целые миры и планеты. Чтение развивает фантазию, тогда как кино этого не делает. В бизнесе эти качества позволяют генерировать новые идеи, видеть ситуацию с необычной стороны и решать проблемы оригинально.

Чтение улучшает здоровье

Читающие люди до глубокой старости сохраняют ясный ум. Чтение помогает улучшить сон и в то же время учит концентрации. Современный человек в день видит в среднем 237 рекламных сообщений, говорит по телефону от 10 до 35 раз в сутки, совершает от 15 до 60 диалогов. Все это раскидывает его внимание в разные стороны. А когда мы садимся за книгу, то полностью погружаемся в нее. Умение концентрироваться помогает сфокусироваться на профессиональных задачах. Книголюбы лучше сосредотачиваются и запоминают новую информацию.

Начитанность повышает уверенность в себе

Читая, мы получаем новые знания (самые разные: о науках, искусстве, странах и народах) и становимся более эрудированными. Начитанный человек – интересный собеседник. Он может поддержать разговор на любую тему. Такой сотрудник непроизвольно начинает вести себя уверенно и непринужденно. Другие люди рядом с ним чувствуют себя защищенно и комфортно.

Чтение расширение кругозор

Мир не читающего человека замыкается на повседневности. Он каждый день варится в одном и тоже. Книги таят в себе кладезь знаний, тогда как другие источники (лента новостей в «ВКонтакте» или статья в газете) дают лишь поверхностную информацию. Чтение книг позволяет погрузиться глубоко в тему. Например, изучить медицину, или еще уже – психиатрию, или отдельные ее диагнозы, такие, как шизофрения.

Чтение – это интересно

Люди, которые не читают книг, проживают только одну жизнь – свою собственную. Книголюбы с каждой книгой испытывают новую гамму чувств, переживая за героя, оказываются в других городах и несуществующих вселенных, перемещаются во времени.

Чтение – это самосовершенствование

Например, книги по психологии помогают разобраться в себе и окружающем мире, понять поступки других людей, научится контролировать и слушать себя. Художественные произведения способны менять мировоззрение, мотивировать на кардинальные изменения в жизни, вдохновить на подвиги.

Понимая всю силу чтения, мы начали внедрять разные инструменты для развития у сотрудников нашей компании любви к книгам. Вот некоторые из них:

— Каждому новому сотруднику мы дарим книгу с условием, что после прочтения мы вместе ее обсудим.

— Раз в квартал мы собираемся и рассказываем о тех книгах, которые планируем прочитать. После чего руководство компании покупает их. Это касается не только литературы о бизнесе, но и художественных произведений.

— Раз в месяц один из нашей команды читает обучающую книгу. После чего рассказывает остальным о ее главной идее и том, что он вынес для себя полезного. Мы вместе обсуждаем то, как могли бы применить новые знания в своей работе.

— Есть сотрудники с небольшим словарным запасом, которые мало читают или не читают совсем. В план их индивидуального развития мы включаем прочтение 6-8 книг и обязательное последующее обсуждение их содержания и выводов с коллегами, руководителем или тренером.

Мы осознаем, что прививать культуру чтения непросто, но убеждены, что делать это необходимо. Мы постоянно работаем над этой задачей, читаем сами и передаем азарт и любовь к книгам каждому члену нашей команды.