Найти тему
Классическая ГИТАРА

Композитные деки классической гитары double-top (sandwich-top или composite-top)

Термины double-top, sandwich-top и composite-top — все относятся к относительно новому и очень интересному способу изготовления деки гитары. Многие лютье используют композитную конструкцию для задней деки своих инструментов, но композитные верхние деки встречаются реже, и до недавнего времени они делались только двумя немецкими мастерами — Matthias Dammann (b. 1957) и Gernot Wagner (b. 1948). У обоих лютье эксперимент стал очень успешным, и их инструменты были хорошо приняты. Например, на инструментах Matthias Dammann играют David Russell, Manuel Barrueco, Scott Tennant и Andrew York.

Большинство секретов мастеров double-top остаются скрытыми в их деках. В отличие от традиционной верхней деки, в ситуации, когда собран double-top, мало что можно сделать для изменения акустических качеств инструмента, не заменяя верхнюю деку полностью.

Конструкция double-top включает в себя два тонких слоя древесины, разделенных слоем аэрокосмического материала, называемого в частности honeycomb sheet (каландрированная бумага). Этот материал похож на пчелиные соты с гексагональной структурой ячейки, плотность его очень низкая, так как там значительно больше открытого пространства, чем стенок, и, как и в улье, эта гексагональная структура очень прочна. Этот огнеупорный метаарамидный материал, Nomex, был первоначально разработан компанией DuPont Chemical Co. в 1960-х годах как лёгкий материал для использования в авиационной промышленности.

Для слоёв вокруг сердцевины из honeycomb используются, как обычно, ель, кедр или красное дерево, при этом внутренний слой может отличаться от внешнего (например, внутренний — кедр, внешний — ель). Возможно, в этих комбинациях вид древесины внешнего слоя определяет большую часть характера звука, который мы слышим. Внешние слои ели дают членораздельность, ясность и звонкость, которые мы обычно ассоциируем с еловыми гитарами, в то время как кедровые дают более теплый, тёмный и романтичный звук, традиционно связанный с кедровыми деками.

Итак, как же работает гитара с double-top? Важным аспектом является лёгкость композитной конструкции. При необходимой жёсткости композитная верхняя дека может быть на 25% тоньше, чем эквивалентная обычная дека, что приводит к значительно большей способности реагировать на колебания струн. Композитные деки являются более гибкими по сравнению с обычными, как будто в них отсутствуют древесные волокна. Результатом является структура, которая может лучше реагировать на широкий спектр резонансов. Несмотря на это, полученные инструменты хорошо соответствуют традиционному звучанию классической гитары, то есть звучат вполне "как гитара".

Daniel Stark (Germany), Spruce/Cedar double top guitar 2017 :

С точки зрения звука и игровых возможностей, что же можно ожидать от гитары с double-top? Значительное увеличение мощности и громкости, создающее для инструмента широкий динамический диапазон при экономных усилиях игрока; отличная проекция; исключительный баланс, чёткость, ясность и членораздельность нот, отсутствие волчков; отличный сустейн; очень большой спектр оттенков и тембров; очень отзывчивый инструмент, который реагирует на самое лёгкое прикосновение, но может быть использован и для мощной игры без искажения звука; богатый гитарный звук с мощными, решительными басами и блестящими дискантами; отличный выбор для концертной и ансамблевой работы, где электронное усиление либо художественно нежелательно, либо практически невозможно.

Matthias Dammann

Маттиас Дамманн родился в 1957 году. Он полюбил гитару и научился играть в позднем подростковом возрасте. После интенсивной подготовки и частных уроков он поступил в музыкальную академию во Франкфурте, где после окончания учёбы стал преподавателем гитары. Вдохновлённый великими лютье, Маттиас мечтал о классической гитаре, звук которой можно было бы усилить, не меняя его кардинально, но сделав его более красивым.

Маттиас экспериментировал, модифицируя гитары в попытке достичь результатов, которые он себе представлял. Вначале он проводил небольшие эксперименты на своей собственной гитаре, например, манипулируя диаметром резонаторного отверстия. В какой-то момент Маттиас начал экспериментировать на недорогих "фабричных" гитарах, чтобы посмотреть, не сможет ли он улучшить их. После весьма успешных усилий по замене верхних дек на таких гитарах он решил в 1984 году поселиться в Восточной Баварии и посвятить всё свое время и энергию созданию гитар, "на которых он сам захочет играть".

В какой-то момент Маттиас стал недоволен качеством доступной ему древесины. Он понял, что качества и характер традиционной деки имеют ограничения, которые никогда не дадут ему реализовать те свойства, которые он хотел получить для своих гитар. Это привело его к мысли, которая в то время не приходила в голову ещё никому: "Что, если я создам свои собственные деки в виде сэндвича, с двумя лёгкими слоями и центральным ядром, функционирующими как одна дека, лёгкая и сильная, что позволит мне получить ещё больший контроль над акустическими свойствами?". В результате, в 1989 году Маттиас Дамманн создал самую первую double-top гитару .

Его ранние double-top деки были построены из двух лёгких тонких кедровых дек с центральным ядром, состоящим из тонких планок кедра, а затем склеенных под давлением. Эти ранние double-top деки были полностью древесными ("all wood"), а решение использовать Nomex пришло позже. Интерфейс между поверхностями внутренней и внешней дек, так называемое "ядро", было областью, где Маттиас мог полностью контролировать акустические качества деки. С double-top декой он не только мог управлять декой обычным образом, что он делал с помощью широкого спектра экспериментальных конструкций крепления пружин, но, кроме того, он мог буквально контролировать фактические характеристики самой деки, меняя ядро.

Эти гитары были очень успешными, а Маттиас всё ближе приближался к звуку и качествам, которые он держал в своём воображении. Молва быстро распространила эти удивительные новые гитары, и к началу 90-х годов Маттиас уже мог иметь список заказов на десять лет вперёд. В 1993 году Мануэль Барруэко стал первым всемирно известным гитаристом, игравшим на double-top Дамманна, и он продолжает играть на гитарах Дамманна и сегодня. Дэвид Рассел приобрёл double-top Дамманна несколько лет спустя.

Верный своей природе, к середине 1995 года Дамманн начал размышлять о способах достижения ещё большего контроля над весом и поведением деки. В это время один знакомый упомянул материал под названием "Nomex", очень прочный, лёгкий, основанный на кевларе сотовый (honeycomb) материал. Благодаря интенсивному экспериментированию, которое продолжается и поныне, в середине 1995 года Маттиас смог найти способ вставить новый материал Nomex между деками, используя чрезвычайно осторожную технику при нанесении клея, чтобы избежать лишнего веса. Таким образом, в 1995 году Дамманн создал первую double-top деку с ядром Nomex.

Спустя восемь лет после того, как Дамманн изобрёл double-top деку, и через два года после того, как он успешно использовал ядро Nomex, его знакомый, Гернот Вагнер, построил свою первую double-top гитару и, следуя примеру Дамманна, использовал материал Nomex. Маттиас щедро поделился информацией о своих практических опытах, и эта информация очень помогла Вагнеру в создании его первой double-top гитары с Nomex.

В течение следующих 17 лет Дамманн продолжал поиски, чтобы достигнуть максимальной выразительности классической гитары, бесконечно экспериментируя и постоянно совершенствуя свои double-top деки, вроде бы уже достигнув того, что многие считают вершиной современной классической гитары. В результате, в 2012 году Дамманн создал первую double-top деку с новым материалом "non-Nomex".

Эта новейшая версия иногда упоминается как "Dammann 3.0", что указывает на то, что она представляет собой третий значительный виток эволюции его инструментов, от древесного ядра, через ядро Nomex, и до нового материала с соответствующими усовершенствованиями всей системы. Эти гитары устанавливают новый стандарт, с помощью которого теперь будут измеряться все double-top деки. По мнению Дамманна, конкретный материал, используемый в верхней деке, не так важен, так как он рассматривает гитару как "целую систему, которая работает синергически вместе", и его последние гитары обычно называются "composite-top" вместо "double-top".

Сегодня многие лютье последовали по стопам Дамманна с собственными интерпретациями double-top гитар, например, Robert Ruck, Michel Brück, Dieter Müller, Jim Redgate, Andreas Kirschner, Jaokob Lebisch. Таким образом, теперь мы наблюдаем некий расцвет концепции double-top, и всё больше и больше исполнителей и лютье принимают этот стиль. Однако, прежде чем построить double-top деку мирового класса, любому лютье придётся открыть для себя много секретов, на что могут уйти годы экспериментов.

По материалам статей: Doubletops, What is a double top guitar?, The origin and development of the double top guitar.