Наиболее распространённое значение: "срочная коллективная работа, как правило огромного объёма, успешно сделанная в кратчайшее время" , иногда- вопреки всякой логике и здравому смыслу .
В более узком, флотском значении: "работа на судне, выполняемая всем или почти всем экипажем".
Происхождение: из флотской жизни. Для написания этого поста пришлось консультироваться с реальным яхтсменом. Так что извольте прочесть до конца).
Со времён англо-голландских колониальных воин XVII-XVIII веков моряки этих двух стран всё никак не успокоятся, кто же из них круче и кто вообще - "родоначальник" флотского дела и традиций.
В пивных Голландии и пабах Великобритании по сию пору спорят на эту тему. Как нейтральная сторона - сообщаю, фразы по-голландски: «overal» и по-английски: «over all» имеют одинаковый перевод: «все наверх».
Отсюда команда "Свистать всех наверх"! - которую подаёт боцман, единственный человек, кому разрешено свистеть на борту. [Для всех остальных свистеть - плохая примета]. Таким образом боцман объявляет АВРАЛ.
Тот самый свисток или "боцманская дудка".
Позднее использовался боцманский гудок.
Сегодня эти предметы стали антиквариатом. В надводном флоте используется звонок.
У подводников - ревун.
Здесь надо развеять несколько мифов и заблуждений.
Некоторые считают, что команда "Все наверх", "Аврал" - по созвучию с английским и голландским "Овер олл" - предназначена лишь для того, чтобы собрать всех матросов на приборку палубы.
Это НЕ так. Палубу драят согласно вахтенному расписанию. Авральная приборка - редкая ситуация.
Другое заблуждение состоит в том, что аврал на флоте - что-то такое дико страшное, экстренное и чрезвычайное. Опять же - НЕТ.
Бывают такие виды работ, с которыми вахтенные матросы не справляются и необходима помощь остального экипажа. Даже тех, кто отдыхает. Поэтому на флоте существует авральное расписание. В соответствии с ним каждый матрос знает куда ему бежать и что делать.
Ну а если вдруг матрос забыл, или НЕ успел ещё проснуться - боцман вежливо напомнит про его обязанности.
На парусных судах часто бывает "парусный аврал". При смене ветра или погоды необходимо поднять или свернуть паруса. Процесс нелёгкий, требующий множества свободных рук и быстроты.
Во времена паровой тяги назначался "угольный аврал".
Сегодня авралы на кораблях и судах объявляются при постановке или отдаче якоря, швартовке в порту, погрузке-разгрузке, выходе и входе в док и т.д.
Желаю Вам поменьше авралов в морской и сухопутной жизни. А если аврал и случится - успешно с ним справиться.
Аврал в России - дело привычное)
Предновогодний "кухонный аврал" времён СССР.
Вот такая история. Спасибо за внимание. Всего вам наилучшего, Дамы и Господа!