Найти тему
Богословие и жизнь

Свет монахам ангелы, свет мирянам монахи

Второе воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию святителя Григория Паламы, византийского монаха-исихаста. Монашество является тем божественным учреждением, которое позволяет человеку достичь совершенства в духовной жизни. Монашество как образ жизни восходит к глубокой древности. Из ветхозаветных книг нам известно об аскетической жизни пророка Илии, о подвигах воздержания пророка Иоанна Крестителя. Покровительницей монашества является Божия Матерь. Большинство святых Православной Церкви являются либо монахами, либо теми, кто вел монашеский образ жизни. Наш народ изливал свои души, каялся в грехах, получал наставление у монастырских старцев: Киево-Печерских, Оптинский, Псково-Печерских...

Монашество - передовой отряд Церкви, который вступает в борьбу с духами злобы поднебесной. Отсюда примеры высокой жизни и тяжелых падений. Монашествующие путем личного духовного подвига прекрасно изучили естество человека, все изгибы человеческой души. Поэтому, духовный опыт подвижников благочестия - драгоценный дар нам, мирянам.

Свт. Григорий Палама, живший в 14 веке в Византийской империи, учил о Божественном свете, который может стяжать подвижник путем правильной духовной жизни. Божественный свет - нетварная энергия Бога, соединенная с Ним. Божественный свет озаряет подвижника благочестия и сообщает ему неизреченное наслаждение, просвещение ума и дарует бесстрастие. Современный мир не может вместить учение о Божественном свете. Он признает свет чувственный и свет интеллектуальный. Про образованного человека говорят просвещенный, однако такое просвещение может соседствовать с бесстыдными поступками. Нет смысла спорить о том, что знания действительно просвещают человека, но они составляют жизнь душевную, не духовную. Существо духовной жизни - молитва, пост, воздержание, покаяние, смирение, плач. Жизнь же душевная стремится вовне к обилию впечатлений, знаний.

Свт. Григорий, как и все предшествующие отцы, учил о необходимости творить умно-сердечную молитву. Многие думают, что заповедь апостола непрестанно молитесь относится только к монахам. Действительно, монах посвящает свою жизнь Богу и должен стремится предстоять перед Ним во всякое время. Однако Иисусова молитва - Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного - должна сопутствовать нам всегда. С благоговением, неспешно мы должны со внимание произносить эту молитву, иначе мы рискуем никогда не вкусить того, что же на самом деле есть духовная жизнь.

Григория Паламу и его сторонников называли пуподушниками, из-за того, что они учили о необходимости сосредоточенной молитвы, исходяй из сердца - средины, отсюда наименование пуподушники не совсем точно. Антагонистом св. Григория был гуманист Варлаам Калабрийский, учивший, что познание Бога возможно через занятие философией и внешними науками. Из его учения можно сделать вывод, что христианство - это каста образованных людей, однако как быть с тем, что Евангелия написали рыбаки?