Найти тему
Богословие и жизнь

Неужели православные - многобожники?

Как известно, православие исповедует веру в Единого Бога. В Символе вере православной Церкви сказано: Верую, во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым... Однако там есть продолжение: (Верую) и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына, Божия... И далее: (Верую) и в Духа Святого, Господа Животворящего... Многим представителям иных религий, религиозных сообществ, на основании Символа веры кажется, что православные являются многобожниками, т.к. исповедают веру сразу в трех Богов.


Хочу сразу сказать, что православие - это религия монотеистическая, т.е. исповедующая веру в Единого Бога. Однако у этой фразы есть свое "но", которое заключается в том, что Госоподь Бог через Свое Откровение, т.е. Священное Писание, открыл Себя как Святую Троицу. Один из православных богословов ХХ в. сказал, что догмат о Святой Троице есть крест для человеческого ума. Действительно, это так. Но это совсем не значит, что православие не дает никакого объяснения этой тайны.


Перейдем к объяснениям. Во-первых, скажем о человеке. Каждый из нас видит в себе ум, который постоянно "рождает" слово (внутреннее слово -
мысли или внешнее - слова), т.е. ум неотделим от слова. При всем этом у нас есть дыхание жизни, т.е. некая сила, которая делает нас живыми, связанными с нашим телом. Это душа. Но ведь никто не скажет, что в нас живет три человека. Нет, упаси Бог. Эта аналогия переносится и на Бога. Отец, как Ум, неотделим от Слова и от Духа.


Или, к примеру, возьмем Солнце. У Солнца есть его диск, т.е сама материальная основа Солнца; есть тепло и свет. Почему никому не приходит в голову говорить о существовании трех Солнц. Так же и по отношению к Богу-Троице: Отец - это солнечный диск, Сын - свет, Дух Святый - тепло. Безусловно, все аналогии страдают рядом недостатков и не дают возможности полного погружения в тайну троичности. Да это и не возможно для сотворенного и ограниченного существа, каким является человек.


Тайна Троичности есть тайна Любви. Бог пребывает в любви, в самодостаточности: Бог Отец любит Бога Сына и Бога Духа Святого и наоборот. Священное Писание, учение святых Отцов однозначно говорят о том, что вера Церкви есть вера в Святую Троицу.