Сельскохозяйственная авиация — авиация, используемая для проведения сельскохозяйственных работ. Чаще всего применяется для распыления пестицидов и удобрений, несколько реже — для авиасева (гидросеяния — посева семян с потоками воды под давлением).
(Википедия)
С развитием авиации стало очевидно, что самолёты могут не только сбрасывать бомбы на врага и вести разведку, но также использоваться и в мирных целях. Одной из сфер применения авиации стало сельское хозяйство. С летящего самолёта оказалось очень просто обработать удобрениями или пестицидами большие посевные площади, что позволило существенно сэкономить на ручном труде.
Впервые сельскохозяйственные самолёты появились в США в середине 1920-х годов. Ими стали хорошо зарекомендовавшие себя бипланы de Havilland Tiger Moth и Boeing-Stearman Model 75. В СССР же и на постсоветском пространстве сельскохозяйственная авиация прочно ассоциируется с тружеником Ан-2. Но сегодня, дорогой читатель, я расскажу тебе о совершенно удивительном сельскохозяйственном самолёте.
В рамках Варшавского договора между СССР и Польшей установилось тесное сотрудничество в производстве авиационной техники. В 1971 польские авиаконструкторы начали разработку невиданного ранее самолёта для нужд сельского хозяйства.
Обычно распылительные механизмы для своей работы через специальную трансмиссию отбирают мощность у основного поршневого двигателя. А механические компоненты имеют свойство достаточно быстро изнашиваться. Решение было найдено — поставить на самолёт реактивный двигатель и использовать для распыления сжатый воздух, отбираемый из камер сгорания. Но для работы по опылению полей нужные небольшие скорости, на которых турбореактивные двигатели не так эффективны. Значит нужно сделать новый самолёт бипланом! Так появился наш герой — WSK-Mielec M-15. Первый и единственный в мире реактивный сельскохозяйственный биплан.
Впервые в воздух прототип WSK-Mielec M-15 поднялся 30 мая 1973 года, а уже 9 января 1974 года от взлётной полосы оторвался первый серийный самолёт. За свой необычный и брутальный внешний вид, а также за рёв реактивных двигателей M-15 получил прозвище Belphegor («Бельфегор») в честь демона одной из средневековых мистерий.
Баки, расположенные между крыльями, вмещали 2900 литров химикатов или воды. Да, Belphegor мог использоваться и как самолёт для тушения лесных пожаров. Экипаж состоял из 1 лётчика и 2 техников, обслуживавших двигатели и распылительные механизмы.
Оснащённый турбореактивным двигателем АИ-25, «Бельфегор» мог развивать максимальную скорость в 200 км/ч. Для работы этого не требовалось — обработка полей велась на скорости 145-150 км/ч. Дальность полёта тоже была небольшой ввиду большого объёма различных химикатов и специфики применения — всего 400 километров.
У M-15 не получилось стать полноценной заменой проверенному временем Ан-2СХ. Причин тут несколько — дороговизна производства, высокий расход топлива, не самая вместительная кабина экипажа (существовала даже легенда о недовольстве работавших на Belphegor — нельзя было домой из командировки в поля много увезти), малая рентабельность в пересчёте на стоимость за обработку 1 гектара полей. Отдельно стоит отметить и то, что для эксплуатации M-15 была необходима более серьёзная инфраструктура, чем для Ан-2. В 1980 году производство самолётов было прекращено, а ещё через 3 года руководство Аэрофлота приняло решение о прекращении эксплуатации и утилизации имеющихся «Бельфегоров»...
Хотя первоначально только для нужд Советского союза планировалось построить около 2500-3000 штук М-15, но в итоге было построено лишь 172 самолёта, большая часть которых была поставлена в СССР. Сегодня уцелевшие M-15 можно увидеть в авиационных музеях. А в истории авиации WSK-Mielec M-15 Belphegor навсегда останется как пример смелого инженерного решения.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com